Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательной активности у детей младшего
школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Цвях Наталья Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 3
Красногвардейского района 
Санкт-Петербурга
Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.). Именно начальная школа является фундаментом всего последующего обучения.
У детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи – ТНР) отмечается как многообразие речевых дефектов, так и определенные особенности протекания психического развития. Анализ индивидуально-личностных особенностей детей с ТНР позволил выявить ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться в работе. У учащихся отмечается отсутствие мотивации обучения, снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность, повышенная утомляемость, низкая работоспособность. Детям трудно сосредоточиться на задании. Преобладает непроизвольное внимание. Концентрация и переключаемость внимания на низком уровне. Дети эмоционально неустойчивы, наблюдается частая смена настроения. Они легко расстраиваются, боятся сталкиваться с трудностями. Учебные задания выполняют неохотно. В процессе выполнения заданий совершенно отсутствует самостоятельность.
Главную проблему в работе учителей начальных классов представляет низкий уровень развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ТНР. А эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности младшего школьника в процессе обучения.
Проблема познавательной активности относится к традиционным темам отечественной психолого-педагогической науки. К различным аспектам проблемы обращались в своих исследованиях известные ученые: Л.П. Аристова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б. Годовикова, Е.Е. Кравцова, Э.А. Красновский, М.И. Лисина, Н.А. Морева, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, Г. И. Щукина и другие. Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно [1]. Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности» [4]. Е.В. Коротаева понимает под познавательной активностью личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Именно эта точка зрения нам кажется убедительной, но требуется уточнение: речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.
Для установления уровня развития познавательной активности на базе ГБОУ школы № 3 был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие учащиеся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи в количестве 14 человек (100%).
В ходе педагогического эксперимента использовалась диагностическая методика доктора педагогических наук Е. В. Коротаевой, в основе которой лежит наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности. Наблюдение проводилось по 3 параметрам: активность, самостоятельность, отвлекаемость.
В процессе наблюдения отмечались перечисленные ниже проявления.
I. Активность:
1. Проявляет интерес к предмету.
2. Интерес направлен на объект изучения.
3. Задает вопросы, стремится на них ответить.
4. Проявляет любознательность.
II. Самостоятельность:
5. Самостоятельно выполняет задания.
6. Проявляет устойчивость в достижении цели.
III. Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой).
7. Проявляет неустойчивость в своих интересах.
8. У ребенка преобладает эмоциональная деятельность.
Оценка результатов была сведена в балльную систему по каждому из показателей:
3 балла – высокий уровень активности, проявление выраженного интереса к заданиям; самостоятельное выполнение заданий; низкий уровень отвлекаемости.
2 балла – активность носит кратковременный характер; включение в работу, но при первых же трудностях угасание интереса; проявление способности к преодолению трудностей (при помощи педагога); средний уровень отвлекаемости.
1 балл – отсутствие инициативности, самостоятельности, высокий уровень отвлекаемости.
По исследованиям Е. В. Коротаевой выделены четыре уровня познавательной активности [2].
- Нулевой уровень познавательной активности: учащиеся пассивны на уроке; с трудом включаются в учебную работу; отсутствует желание учиться; не задают вопросов познавательного характера; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения заданий; постоянно отвлекаются.
- Ситуативно-активный уровень познавательной активности: проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях. Детям не хватает самоконтроля. Они не в состоянии увидеть свои ошибки, хотя легко улавливают неточности в чужих работах; при затруднениях могут потерять интерес; многим присуща торопливость, неспособность завершить учебные действия.
- Исполнительский уровень познавательной активности: с готовностью включаются практически в любые формы работы. Осознанно воспринимают учебную задачу. Часто предлагают оригинальные пути решения. Работают преимущественно самостоятельно. Испытывая трудности, обращаются за помощью к учителю.
- Творческий уровень познавательной активности: обладают высоким уровнем познавательной активности; самостоятельно выбирают способы решения познавательных задач; позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения [3].
Диагностическое обследование проводилось в 2 этапа. Первый этап диагностики – первая неделя учебного года на всех уроках. Второй этап диагностики – последняя неделя учебного года.
По результатам первичной диагностики все учащиеся 1 класса с ТНР (100%) имели нулевой уровень познавательной активности. Наблюдался низкий уровень усвоения программного материала.
С целью повышения качества образовательного процесса возникла прямая необходимость изменить его содержание. Основная задача учителя – перевод учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, более высокий.
В ходе дальнейшего изучения исследований Е. В. Коротаевой была определена стратегия действий учителя. Для детей, имеющим нулевой уровень познавательной активности, создавалась особая атмосфера уроков, ориентированная на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Использовались так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). Вызывалось состояние комфортности. Снимался страх перед совместной работой. Не предлагались учебные задания, требующие быстрого перехода с одного вида деятельности на другой.
Для стимулирования интереса, снятия интеллектуальной усталости детям, имеющим ситуативно-активный уровень познавательной активности, предлагалось интересное содержание уроков с необычными приемами. Использовались следующие приемы активизации: 1) «Отсроченная отгадка» – в начале урока предлагалась загадка (удивительный факт), отгадка открывалась в процессе работы над новой темой. 2) План ответа с опорой на различные сигналы. 3) Создание алгоритмов того или иного учебного действия. 4) Рисунки-подсказки. 5) Таблицы и схемы.
Для детей, имеющим исполнительский уровень познавательной активности, создавались проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации: 1) «Проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание; 2) «Мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами; 3) Ролевые ситуации.
У детей, имеющих творческий уровень познавательной активности, развивались потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Использовались отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки: КВН, спор-клубы и т.д. Среди них учебные игры «Машина времени» (события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей эпохи), «Колонка редактора» (по ходу чтения текста – художественного, научного – группа записывает некие комментарии (уточнения, примеры и пр.), после чего команда «аналитиков» оценивает наиболее удачный вариант) [3].
Выбор средств и способов развития познавательной активности разнообразен. Он зависит от дидактической цели урока, подготовленности класса, технических средств. Помимо перечисленных выше видов работ, в образовательном процессе использовались: проектно-исследовательская деятельность, творческие задания, различные дидактические игры и упражнения (ребусы, кроссворды, викторины, загадки), информационно-коммуникационные технологии ИКТ (мультимедийные презентации), дифференцированные задания, самостоятельная работа, проблемные ситуации, нестандартные формы организации урока (урок-путешествие, урок-сказка, урок-экскурсия).
В ходе учебной деятельности использовались следующие формы взаимодействия:
  • «Учитель-ученик» (для постановки проблемы).
  • Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
  • Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
  • Межгрупповое взаимодействие (при общении; введение общих закономерностей, формулировании фундаментальных оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения; решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
  • «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
  • Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий, творческие работы).
По результатам итогового диагностического обследования у всех детей (100%) повысился уровень познавательной активности: 3 человека (21,4%) перешли на творческий уровень познавательной активности; 5 человек (35,7%) – на исполнительский уровень познавательной активности; 6 человек (42,9%) – на ситуативно-активный уровень. Дети стали более инициативными, внимательными и самостоятельными.
Г.И. Щукина пишет, что уровни развития познавательно интереса не сменяют друг друга последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной группы характерно свое соотношение этих уровней [5].
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть мысль о том, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производят благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждаются в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности [3].
Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, поэтому данная тема всегда будет актуальной.
Список используемой литературы
1. Валиева З.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы [Текст] / З.И. Валиева // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы междунар. заоч. науч. конф., апрель 2011 года: Сб. материалов: В 2-х. ч. Ч.1.-Пермь: Меркурий, 2011. – С. 112 – 114.
2. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст]: [пособие для учителей и педагогов] / Е. В. Коротаева;  Уральский гос. пед. ун-т. – М.: Academia, 2007. – 256 с. / Монографические исследования: педагогика/.
3. Коротаева Е. В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия [Текст] / Е. В. Коротаева // «Директор школы». – 2000. – № 9. С. 75-80. [Электронный ресурс]:
URL: https://ecsocman.hse.ru/direktor/msg/16716180.html (дата обращения: 10.07.2021).
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Щукина Г. И. – М.: Педагогика, 1971. 351 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»