Развитие познавательной активности у детей младшего
школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Цвях Наталья Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
учитель начальных классов ГБОУ школа № 3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.). Именно начальная школа является фундаментом всего последующего обучения.
У детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи – ТНР) отмечается как многообразие речевых дефектов, так и определенные особенности протекания психического развития. Анализ индивидуально-личностных особенностей детей с ТНР позволил выявить ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться в работе. У учащихся отмечается отсутствие мотивации обучения, снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность, повышенная утомляемость, низкая работоспособность. Детям трудно сосредоточиться на задании. Преобладает непроизвольное внимание. Концентрация и переключаемость внимания на низком уровне. Дети эмоционально неустойчивы, наблюдается частая смена настроения. Они легко расстраиваются, боятся сталкиваться с трудностями. Учебные задания выполняют неохотно. В процессе выполнения заданий совершенно отсутствует самостоятельность.
Главную проблему в работе учителей начальных классов представляет низкий уровень развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ТНР. А эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности младшего школьника в процессе обучения.
Проблема познавательной активности относится к традиционным темам отечественной психолого-педагогической науки. К различным аспектам проблемы обращались в своих исследованиях известные ученые: Л.П. Аристова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б. Годовикова, Е.Е. Кравцова, Э.А. Красновский, М.И. Лисина, Н.А. Морева, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, Г. И. Щукина и другие. Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно [1]. Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности» [4]. Е.В. Коротаева понимает под познавательной активностью личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Именно эта точка зрения нам кажется убедительной, но требуется уточнение: речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.
Для установления уровня развития познавательной активности на базе ГБОУ школы № 3 был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие учащиеся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи в количестве 14 человек (100%).
В ходе педагогического эксперимента использовалась диагностическая методика доктора педагогических наук Е. В. Коротаевой, в основе которой лежит наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности. Наблюдение проводилось по 3 параметрам: активность, самостоятельность, отвлекаемость.
В процессе наблюдения отмечались перечисленные ниже проявления.
I. Активность:
1. Проявляет интерес к предмету.
2. Интерес направлен на объект изучения.
3. Задает вопросы, стремится на них ответить.
4. Проявляет любознательность.
II. Самостоятельность:
5. Самостоятельно выполняет задания.
6. Проявляет устойчивость в достижении цели.
III. Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой).
7. Проявляет неустойчивость в своих интересах.
8. У ребенка преобладает эмоциональная деятельность.
Оценка результатов была сведена в балльную систему по каждому из показателей:
3 балла – высокий уровень активности, проявление выраженного интереса к заданиям; самостоятельное выполнение заданий; низкий уровень отвлекаемости.
2 балла – активность носит кратковременный характер; включение в работу, но при первых же трудностях угасание интереса; проявление способности к преодолению трудностей (при помощи педагога); средний уровень отвлекаемости.
1 балл – отсутствие инициативности, самостоятельности, высокий уровень отвлекаемости.
По исследованиям Е. В. Коротаевой выделены четыре уровня познавательной активности [2].
- Нулевой уровень познавательной активности: учащиеся пассивны на уроке; с трудом включаются в учебную работу; отсутствует желание учиться; не задают вопросов познавательного характера; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения заданий; постоянно отвлекаются.
- Ситуативно-активный уровень познавательной активности: проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях. Детям не хватает самоконтроля. Они не в состоянии увидеть свои ошибки, хотя легко улавливают неточности в чужих работах; при затруднениях могут потерять интерес; многим присуща торопливость, неспособность завершить учебные действия.
- Исполнительский уровень познавательной активности: с готовностью включаются практически в любые формы работы. Осознанно воспринимают учебную задачу. Часто предлагают оригинальные пути решения. Работают преимущественно самостоятельно. Испытывая трудности, обращаются за помощью к учителю.
- Творческий уровень познавательной активности: обладают высоким уровнем познавательной активности; самостоятельно выбирают способы решения познавательных задач; позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения [3].
Диагностическое обследование проводилось в 2 этапа. Первый этап диагностики – первая неделя учебного года на всех уроках. Второй этап диагностики – последняя неделя учебного года.
По результатам первичной диагностики все учащиеся 1 класса с ТНР (100%) имели нулевой уровень познавательной активности. Наблюдался низкий уровень усвоения программного материала.
С целью повышения качества образовательного процесса возникла прямая необходимость изменить его содержание. Основная задача учителя – перевод учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, более высокий.
В ходе дальнейшего изучения исследований Е. В. Коротаевой была определена стратегия действий учителя. Для детей, имеющим нулевой уровень познавательной активности, создавалась особая атмосфера уроков, ориентированная на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Использовались так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). Вызывалось состояние комфортности. Снимался страх перед совместной работой. Не предлагались учебные задания, требующие быстрого перехода с одного вида деятельности на другой.
Для стимулирования интереса, снятия интеллектуальной усталости детям, имеющим ситуативно-активный уровень познавательной активности, предлагалось интересное содержание уроков с необычными приемами. Использовались следующие приемы активизации: 1) «Отсроченная отгадка» – в начале урока предлагалась загадка (удивительный факт), отгадка открывалась в процессе работы над новой темой. 2) План ответа с опорой на различные сигналы. 3) Создание алгоритмов того или иного учебного действия. 4) Рисунки-подсказки. 5) Таблицы и схемы.
Для детей, имеющим исполнительский уровень познавательной активности, создавались проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации: 1) «Проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание; 2) «Мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами; 3) Ролевые ситуации.
У детей, имеющих творческий уровень познавательной активности, развивались потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Использовались отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки: КВН, спор-клубы и т.д. Среди них учебные игры «Машина времени» (события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей эпохи), «Колонка редактора» (по ходу чтения текста – художественного, научного – группа записывает некие комментарии (уточнения, примеры и пр.), после чего команда «аналитиков» оценивает наиболее удачный вариант) [3].
Выбор средств и способов развития познавательной активности разнообразен. Он зависит от дидактической цели урока, подготовленности класса, технических средств. Помимо перечисленных выше видов работ, в образовательном процессе использовались: проектно-исследовательская деятельность, творческие задания, различные дидактические игры и упражнения (ребусы, кроссворды, викторины, загадки), информационно-коммуникационные технологии ИКТ (мультимедийные презентации), дифференцированные задания, самостоятельная работа, проблемные ситуации, нестандартные формы организации урока (урок-путешествие, урок-сказка, урок-экскурсия).
В ходе учебной деятельности использовались следующие формы взаимодействия:
У детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи – ТНР) отмечается как многообразие речевых дефектов, так и определенные особенности протекания психического развития. Анализ индивидуально-личностных особенностей детей с ТНР позволил выявить ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться в работе. У учащихся отмечается отсутствие мотивации обучения, снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность, повышенная утомляемость, низкая работоспособность. Детям трудно сосредоточиться на задании. Преобладает непроизвольное внимание. Концентрация и переключаемость внимания на низком уровне. Дети эмоционально неустойчивы, наблюдается частая смена настроения. Они легко расстраиваются, боятся сталкиваться с трудностями. Учебные задания выполняют неохотно. В процессе выполнения заданий совершенно отсутствует самостоятельность.
Главную проблему в работе учителей начальных классов представляет низкий уровень развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ТНР. А эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности младшего школьника в процессе обучения.
Проблема познавательной активности относится к традиционным темам отечественной психолого-педагогической науки. К различным аспектам проблемы обращались в своих исследованиях известные ученые: Л.П. Аристова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б. Годовикова, Е.Е. Кравцова, Э.А. Красновский, М.И. Лисина, Н.А. Морева, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, Г. И. Щукина и другие. Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно [1]. Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности» [4]. Е.В. Коротаева понимает под познавательной активностью личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Именно эта точка зрения нам кажется убедительной, но требуется уточнение: речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.
Для установления уровня развития познавательной активности на базе ГБОУ школы № 3 был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие учащиеся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи в количестве 14 человек (100%).
В ходе педагогического эксперимента использовалась диагностическая методика доктора педагогических наук Е. В. Коротаевой, в основе которой лежит наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности. Наблюдение проводилось по 3 параметрам: активность, самостоятельность, отвлекаемость.
В процессе наблюдения отмечались перечисленные ниже проявления.
I. Активность:
1. Проявляет интерес к предмету.
2. Интерес направлен на объект изучения.
3. Задает вопросы, стремится на них ответить.
4. Проявляет любознательность.
II. Самостоятельность:
5. Самостоятельно выполняет задания.
6. Проявляет устойчивость в достижении цели.
III. Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой).
7. Проявляет неустойчивость в своих интересах.
8. У ребенка преобладает эмоциональная деятельность.
Оценка результатов была сведена в балльную систему по каждому из показателей:
3 балла – высокий уровень активности, проявление выраженного интереса к заданиям; самостоятельное выполнение заданий; низкий уровень отвлекаемости.
2 балла – активность носит кратковременный характер; включение в работу, но при первых же трудностях угасание интереса; проявление способности к преодолению трудностей (при помощи педагога); средний уровень отвлекаемости.
1 балл – отсутствие инициативности, самостоятельности, высокий уровень отвлекаемости.
По исследованиям Е. В. Коротаевой выделены четыре уровня познавательной активности [2].
- Нулевой уровень познавательной активности: учащиеся пассивны на уроке; с трудом включаются в учебную работу; отсутствует желание учиться; не задают вопросов познавательного характера; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения заданий; постоянно отвлекаются.
- Ситуативно-активный уровень познавательной активности: проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях. Детям не хватает самоконтроля. Они не в состоянии увидеть свои ошибки, хотя легко улавливают неточности в чужих работах; при затруднениях могут потерять интерес; многим присуща торопливость, неспособность завершить учебные действия.
- Исполнительский уровень познавательной активности: с готовностью включаются практически в любые формы работы. Осознанно воспринимают учебную задачу. Часто предлагают оригинальные пути решения. Работают преимущественно самостоятельно. Испытывая трудности, обращаются за помощью к учителю.
- Творческий уровень познавательной активности: обладают высоким уровнем познавательной активности; самостоятельно выбирают способы решения познавательных задач; позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения [3].
Диагностическое обследование проводилось в 2 этапа. Первый этап диагностики – первая неделя учебного года на всех уроках. Второй этап диагностики – последняя неделя учебного года.
По результатам первичной диагностики все учащиеся 1 класса с ТНР (100%) имели нулевой уровень познавательной активности. Наблюдался низкий уровень усвоения программного материала.
С целью повышения качества образовательного процесса возникла прямая необходимость изменить его содержание. Основная задача учителя – перевод учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, более высокий.
В ходе дальнейшего изучения исследований Е. В. Коротаевой была определена стратегия действий учителя. Для детей, имеющим нулевой уровень познавательной активности, создавалась особая атмосфера уроков, ориентированная на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Использовались так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). Вызывалось состояние комфортности. Снимался страх перед совместной работой. Не предлагались учебные задания, требующие быстрого перехода с одного вида деятельности на другой.
Для стимулирования интереса, снятия интеллектуальной усталости детям, имеющим ситуативно-активный уровень познавательной активности, предлагалось интересное содержание уроков с необычными приемами. Использовались следующие приемы активизации: 1) «Отсроченная отгадка» – в начале урока предлагалась загадка (удивительный факт), отгадка открывалась в процессе работы над новой темой. 2) План ответа с опорой на различные сигналы. 3) Создание алгоритмов того или иного учебного действия. 4) Рисунки-подсказки. 5) Таблицы и схемы.
Для детей, имеющим исполнительский уровень познавательной активности, создавались проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации: 1) «Проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание; 2) «Мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами; 3) Ролевые ситуации.
У детей, имеющих творческий уровень познавательной активности, развивались потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Использовались отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки: КВН, спор-клубы и т.д. Среди них учебные игры «Машина времени» (события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей эпохи), «Колонка редактора» (по ходу чтения текста – художественного, научного – группа записывает некие комментарии (уточнения, примеры и пр.), после чего команда «аналитиков» оценивает наиболее удачный вариант) [3].
Выбор средств и способов развития познавательной активности разнообразен. Он зависит от дидактической цели урока, подготовленности класса, технических средств. Помимо перечисленных выше видов работ, в образовательном процессе использовались: проектно-исследовательская деятельность, творческие задания, различные дидактические игры и упражнения (ребусы, кроссворды, викторины, загадки), информационно-коммуникационные технологии ИКТ (мультимедийные презентации), дифференцированные задания, самостоятельная работа, проблемные ситуации, нестандартные формы организации урока (урок-путешествие, урок-сказка, урок-экскурсия).
В ходе учебной деятельности использовались следующие формы взаимодействия:
- «Учитель-ученик» (для постановки проблемы).
- Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
- Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
- Межгрупповое взаимодействие (при общении; введение общих закономерностей, формулировании фундаментальных оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения; решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
- «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
- Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий, творческие работы).
По результатам итогового диагностического обследования у всех детей (100%) повысился уровень познавательной активности: 3 человека (21,4%) перешли на творческий уровень познавательной активности; 5 человек (35,7%) – на исполнительский уровень познавательной активности; 6 человек (42,9%) – на ситуативно-активный уровень. Дети стали более инициативными, внимательными и самостоятельными.
Г.И. Щукина пишет, что уровни развития познавательно интереса не сменяют друг друга последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной группы характерно свое соотношение этих уровней [5].
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть мысль о том, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производят благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждаются в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности [3].
Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, поэтому данная тема всегда будет актуальной.
Г.И. Щукина пишет, что уровни развития познавательно интереса не сменяют друг друга последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной группы характерно свое соотношение этих уровней [5].
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть мысль о том, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производят благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждаются в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности [3].
Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, поэтому данная тема всегда будет актуальной.
Список используемой литературы
1. Валиева З.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы [Текст] / З.И. Валиева // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы междунар. заоч. науч. конф., апрель 2011 года: Сб. материалов: В 2-х. ч. Ч.1.-Пермь: Меркурий, 2011. – С. 112 – 114.
2. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст]: [пособие для учителей и педагогов] / Е. В. Коротаева; Уральский гос. пед. ун-т. – М.: Academia, 2007. – 256 с. / Монографические исследования: педагогика/.
3. Коротаева Е. В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия [Текст] / Е. В. Коротаева // «Директор школы». – 2000. – № 9. С. 75-80. [Электронный ресурс]:
URL: https://ecsocman.hse.ru/direktor/msg/16716180.html (дата обращения: 10.07.2021).
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Щукина Г. И. – М.: Педагогика, 1971. 351 с.
2. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст]: [пособие для учителей и педагогов] / Е. В. Коротаева; Уральский гос. пед. ун-т. – М.: Academia, 2007. – 256 с. / Монографические исследования: педагогика/.
3. Коротаева Е. В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия [Текст] / Е. В. Коротаева // «Директор школы». – 2000. – № 9. С. 75-80. [Электронный ресурс]:
URL: https://ecsocman.hse.ru/direktor/msg/16716180.html (дата обращения: 10.07.2021).
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Щукина Г. И. – М.: Педагогика, 1971. 351 с.