Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ
Коканова Оксана Константиновна
Важным условием в работе педагога в рамках реализации здоровьесберегающих технологий является формирование в детском саду здоровьесберегающего пространства.Огромное значение для поддержания детского здоровья имеет улучшение качества воздушной среды в помещениях и на территории детского дошкольного учреждения. В целях защиты от загрязнения воздушного пространства на территории детского сада создают комбинированные древесно-кустарниковые насаждения буферных защитных полос. Хорошо высаживать на территории такие растения, которые выделяют природные фитонциды: тую, ель, сосну, черемуху и т.п.
В целях оздоровления воздушной среды де помещениях детского сада необходимо проводить регулярные сквозные и односторонние проветривания групповых ячеек. Снижению риска распространения сезонных инфекционных заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует кварцевание помещений в соответствии с графиком.
Укреплению здоровья воспитанников способствует закаливание водой и воздухом. Закаливание воздухом или «сухое» закаливание включает в себя воздушные процедуры после дневного сна, световоздушные ванны во время дневных прогулок в теплое время года. Закаливание водой предполагает умывание прохладной водой, хвойные и солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой водой и кубиками льда.
Воспитатели часто используют в группах с детьми полоскание полости рта (после каждого приема пищи), хождение босиком по массажным дорожкам и коврикам, растирание мокрыми и сухими полотенцами. Точечный массаж стоп проходит при хождении ребенка по мешочкам, наполненным горохом или фасолью, либо по коврикам с пришитыми на них пуговицами различной величины, либо по гальке.
Сеансы лечебного и оздоровительного массажа, занятия лечебной физкультурой, ароматерапию и фитотерапию следует проводить только по медицинским показаниям врача-педиатра.
Также не следует забывать, что формированию представлений малышей о здоровом образе жизни и о здоровье способствует создание предметно-пространственной развивающей среды в каждой возрастной группе воспитанников. Уголки здорового образа жизни должны быть оборудованы детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по соответствующей тематике, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, занятий физической культурой и спортом, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и т.д.
Составной частью здоровьесберегающего пространства безусловно являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов и коллажей, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему здорового образа жизни, а также оформление информационных стендов для родителей (законных представителей) воспитанников.
Система работы с воспитанниками предполагает различные средства, формы и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у воспитанников. основными формами работы являются занятия, режимные моменты, досуги, спортивные мероприятия, праздники, работа может проводиться как в специально организованной, так и в совместной или индивидуальной деятельности воспитанников и педагогов.
На занятиях педагоги сообщают детям новые сведения и закрепляют полученные представления. Для закрепления представлений лучше использовать продуктивную и предметно-практическую деятельность, поэтому занятия можно строить как интегрированные. Однако некоторые занятия могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка. Досуги способствуют созданию у детей эмоционально положительного восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению и систематизации полученных на занятиях представлений. Режимные моменты используются для формирования и закрепления у малышей санитарно-гигиенических навыков и опыта закаливания.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников также являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественна литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.