Экологическая тропа в ДОУ, как средство
экологического воспитания дошкольника
Пармузина Татьяна Александровна
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Экологическое воспитание в ДОУ должно строиться на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Общение с живой природой -это богатейший познавательный материал для ребенка, а педагогу возможность для реализации полноценного экологического образования и воспитания. Большое значение в обучении ребенка имеет среда, в которой он проводит длительное время и она должна соответствовать тем принципам, которые излагаются детям в рамках программы по экологическому воспитанию. Если позволяют условия, то на территории ДОУ можно разбить небольшие грядки, цветники для наблюдения и экспериментирования. На грядках нужно обратить внимание детей на связь растений с окружающей средой: почвой, воздухом, водой, птицами, дождевыми червями, насекомыми. Рассматривая внимательно почву можно обнаружить много разных мелких подземных организмов. Установить связь между количеством птиц на участке и числом насекомых, с которыми приходится бороться, чтобы защитить свой урожай.
Создание экологической тропы в детском саду имеет большое значение для обучения детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. В условиях ДОУ разнообразие ландшафтов можно создавать искусственно, сформировав на тропе фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей местности. Для посадки растений на участке нужно выделить наиболее затемненные места и открытые места, более влажные и сухие, определив, где лучше всего подходят условия для лесной, луговой и степной посадки. На тропе должны быть деревья разного возраста, в том числе одно усыхающее, что позволит познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые поселяются на таких деревьях. Для этих же целей необходимо оставить пень и лежачее старое дерево (или его фрагмент). На тропе должны быть не большие возвышения, которые позволят организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни могут украсить и послужат убежищем для многих насекомых, улиток, ящериц. В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры.
На экологической тропинке должны быть представлены разнообразные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад «непрерывного цветения».
Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает выращивать другие растения, то ее можно не уничтожать: так как она войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных растений можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их, с мало нарушенными, можно наглядно показать детям как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
Экологическая тропа должна быть как можно более разнообразна и не нужно стремиться сделать ее идеальной. Она должна быть максимально приближена к природе. Все тропы можно пронумеровать, сделать подробный план тропы и прикрепить на пластиковой табличке при входе. Возле каждого объекта выставляется табличка с кратким и выразительным названием. При оформлении табличек можно выделить разным цветом охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Допускается использование символов и рисунков. Можно придумать «Хозяина тропы», например сказочного лесного человечка или устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит наиболее интересный персонаж.
К оформлению экологической тропы необходимо привлекать воспитанников, чтобы дать возможность почувствовать детям свою причастность, что проявит большой интерес к практическим занятиям на тропе