Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка
Использование мультипликации на занятии педагога-психолога

Дарите радость друг другу

Андрякова Екатерина Владимировна
Данная методическая разработка использования мультипликации на занятии «Дарите радость друг другу» составлена для педагогов дошкольного возраста в плане обмена опытом. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта педагога-психолога по использованию мультипликации на занятиях. Разработка содержит подробный конспект занятия с использованием мультфильма. 
Существует множество факторов воспитания, развития и образования ребенка в рамках реализации ФГОС, и они весьма разнообразны. Они могут быть целенаправленными и нецеленаправленными. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Одни из первых и важных представителей медиа-пространства — мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм  в дошкольном возрасте как один из факторов медиа-среды оказывает на ребенка большое влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям.
Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
  • формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  • мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
В работе педагога-психолога становится актуальным использование на занятиях мультфильмов, так называемая мульт-терапия. Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной  сферы ребенка. Правильный подбор материала позволяет работать с детскими страхами, тревожностью, самовосприятием.
В процессе просмотра мультфильмов  у детей формируются:
  • представления о добре и зле
  • правила и эталоны хорошего и плохого поведения
  • умение распознавать чувства и эмоции
Дети идентифицируются с персонажами, чьи переживания им близки и изменяя образ персонажа мы можем повлиять на сознание ребенка. Ребята сравнивают себя с персонажами, учатся оценивать свое поведение, у них расширяется представление о вожможных моделях поведения и последствиях некоторых действий.
В настоящее время существует огромное количество мультфильмов, которые имеют поучительный смысл, в которых заложено решение различных жизненных проблем. В своей работе я предпочитаю использовать советские мультики. В советских мультфильмах отражается благоприятная  для психики ребенка картина мира. Зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. Очень важно, что в советских мультфильмах злой персонаж представляется в юмористической форме, что уравновешивает его отрицательную сущность.  В зарубежных мультфильмах мир,
в котором происходят события мультфильма, часто лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически, часто очень натуралистично и жестоко.
Очень важно правильно подбирать материал для просмотра, для этого необходимо четко представлять проблему, с которой мы будем работать, задачи, которые нам предстоит решить.
Мультфильм —  в современном мире является эффективным воспитателем  медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совмест­ный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным и образовательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. 
Занятие с использованием мультипликации
« Дарите радость друг другу» 
Цель: Создание условий для развития позитивного отношения к жизни и закрепления
положительных чувств и эмоций.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об эмоции радость и способах её выражения;
2.Формирование умения различать эмоциональные состояния через просмотр мультфильма;
3.Развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать состояние другого, побуждать детей проявлять и выражать положительные чувства по отношению к другим;
4.Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;
5.Формирование умения свободно и ясно выражать свои мысли, умения устанавливать причинно-следственные связи; анализировать- какая ситуация вызвала ту или иную эмоцию
Возраст детей: 6-7 лет
Оборудование:
-Проектор,
- мультфильм «Просто так» («Союзмультфильм», 1976 год)
- краски
- штампы
- лист ватмана
- модель «Радость» 
Ход занятия 
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень по вам соскучилась. Вы все такие нарядные, красивые, а на лицах у вас добрые улыбки. Давайте мы с вами поздороваемся. А здороваться мы будет с помощью чувств. Ребята, а вы умеете здороваться с помощью чувств? Умеете? (ответы детей). Хотите, я вас научу? Помогут нам, наши ладошки.
Педагог и дети здороваются при помощи различных чувств:
- страха;
- грусти;
- злости;
- радости.
Педагог: Вот мы с вами и поздоровались с помощью чувств. С каким чувством вам больше понравилось приветствовать друг друга (ответы детей).
Педагог: Сегодня мы с помощью мультипликационного фильма познакомимся с одним из чувств поближе. Это чувство радость. А смотреть мультфильм мы будем не совсем обычным образом. Мы с вами будем как бы путешествовать по мультику, прерывая иногда просмотр, чтобы ответить на вопросы: что такое радость? Как она выглядит? Как рождается? Мультфильм, который мы будем смотреть, называется «Просто так». Рассаживайтесь поудобнее, смотрим мультфильм.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА
*Мальчик идёт с букетом цветов, кружится, напевает песенку. Навстречу ему грустный ослик. Мальчик посмотрел на ослика и отдал ему букет.( Приложение 1)
СТОП
Педагог: Ребята, какие чувства вы увидели?
Дети: Грусть, радость.
Педагог: Кто был грустный?
Дети: Ослик.
Педагог: Как вы узнали, что ослик грустный?
Дети: Шёл медленно, склонив голову.
Педагог: А когда мальчик подарил ему букет цветов, настроение ослика изменилось? Какое оно стало?
Дети: Ослик стал радостный.
Педагог: Значит, радость победила грусть?
Дети: Да.
Педагог: За что мальчик, подарил букет ослику?
Дети: Ни за что, просто так.
Педагог: Какого цвета был ослик и всё вокруг ослика?
Дети: Серое, тёмное.
Педагог: Какого цвета был мальчик и всё вокруг мальчика?
Дети: Цветное, разноцветное, яркое.
Педагог: Значит, радость, какая?
Дети: Разноцветная.
Педагог: Ребята, а что такое радость? (ответы детей)
Педагог: Оказывается, радость бывает разная. У каждого своя радость. А теперь давайте узнаем, что случилось с осликом дальше.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА
*Ослик поёт песенку, навстречу ему идёт щенок. Щенок испугался ослика. Ослик подарил щенку букет.(Приложение 2)
СТОП
Педагог: Ребята, что случилось со щенком, когда он встретил ослика?
Дети: Спрятался, потому что испугался.
Педагог: А когда ослик подарил ему букет цветов, что произошло со щенком?
Дети: Перестал бояться, ему стало весело, радостно.
Педагог: Значит, радость победила страх?
Дети: Да.
Педагог: За что ослик, подарил букет щенку?
Дети: Ни за что, просто так.
Педагог: Ребята, вы назвали столько вещей, которые доставляют вам радость. А как вы узнали, что это действительно радость? Как выглядит радость?
(ответы детей, заполнение схемы «Радость»):
- блеск в глазах;
- улыбка на лице;
- хочется петь;
- изменение голоса (смех);
- изменение движений (танец).
Педагог: Молодцы, ребята. Теперь мы с вами знаем, как узнать радость. А давайте, мы покажем радость.
Физкультминутка «Изображаем радость» (движения под весёлую музыку)
Педагог: Вот такая у нас получилась радость, а вам понравилось? А что же было с нашими героями дальше? Давайте посмотрим.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА
*Щенок встречает медвежонка. Медвежонок боится, что щенок увидит корзину с орехами и прячет её. Щенок дарит медвежонку букет. Медвежонок идет через мост, корзинка упала вниз. К корзинке подошла белочка. Медвежонок дарит белочке орехи и цветы.(Приложение 3)
СТОП
Педагог: Ребята, почему медвежонок прятал корзинку, когда увидел щенка?
Дети: Испугался, что щенок заберёт корзинку, жадничал.
Педагог: Когда щенок подарил ему букет цветов, что произошло с медвежонком?
Дети: Удивился, обрадовался.
Педагог: Значит, радость победила жадность?
Дети: Да.
Педагог: Медвежонок себе оставил букет?
Дети: Нет, подарил его белочке.
Педагог: За что медвежонок, подарил букет белочке?
Дети: Ни за что, просто так.
Педагог: А белочке стало радостно?
Дети: Да.
Педагог: У мишки осталась радость?
Дети: Да.
Педагог: Значит, радостью можно делиться? А ведь радостью поделился не только медвежонок.
Дети: Мальчик, ослик, щенок.
Педагог: Если вы поделитесь радостью, то всем вокруг станет радостней и веселей. Ребята, а давайте нарисуем радость и мы поделимся ею. Но рисовать будем не обычно. А с помощью штампов. Штампами нам будут служить различные предметы. Выбирайте (раздача штампов), Ещё нам понадобятся различные краски. Ведь радость разноцветная. Подойдите к той краске, которая вам больше всего нравится. Теперь мы будем обмакивать штампы в краску, и оставлять отпечатки на листе. И он станет разноцветным, как радость.
«Штампография»
Педагог: Сейчас нам нужно чтобы наша работа высохла, давайте пока присядем на стульчики.
Проводится рефлексия
–Что нового вы узнали о радости?
– Что победила радость?
– А какое у вас сейчас настроение?
Педагог: Дорогие ребята, давайте посмотрим на нашу замечательную работу. Она уже высохла. Сейчас я вставлю нашу работу в рамочку. Какая интересная и необычная получилась у нас радость. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Поделимся радостью? Отнесите её в свою группу и подарите воспитателю и ребятам.
Дарите радость друг другу!
Заключение
Подводя итоги систематической, плодотворной работы с использованием мультипликации на занятиях педагога-психолога  с детьми можно отметить, что просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной  сферы ребенка. Правильный подбор материала позволяет работать с детскими страхами, тревожностью, самовосприятием, эмоциональным развитием (знание основных эмоций,  обучение распознаванию,  отражению эмоций, анализу – какая ситуация вызвала ту или иную эмоцию),  развитие самооценки. С помощью просмотра мультфильмов мы  изучаем качества характера,  изучаем взаимоотношения с другими (в семье, с друзьями, в школе), правила взаимодействия с другими, способы разрешения конфликтов, расширяем словарный запас детей.
Список литературы:
1. Абраменкова В., Богатырев А. Дети и телевизионный экран.  – Воспитание  школьников. – 2006. – №6.
2. Арнаутова Н.А., Кричевец Е.А. Уроки мультипликации: возможности использования цифровой техники в коррекционно-развивающих целях. – Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. –  №1, 2011.
3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе,http://globalteka.ru/books/doc_view/2867--------.raw?tmpl=component
4. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. – Воспитание школьников. – 2010. – №9.
5. Изард К. Психология эмоций.  – СПб, 1999.
6. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. – М: ВЛАДОС, 2014. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»