Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Причины возникновения агрессивного
поведения детей дошкольного возраста
 

Кузнецова Марина Андреевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 19
Приморского района Санкт-Петербурга
 
         Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет, а непонимание и незнание воспитателем причин агрессивного поведения приводит к тому, что такие дети вызывают открытую неприязнь и неприятие в целом.
         Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб [6].
         В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения, агрессивных действий. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением [8].
         Первые проявления агрессии видны уже на третьем месяце жизни ребенка (бьет ручками, стучит ножками). Эта активность носит инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.
         В дошкольном возрасте ярко выражено детское упрямство, ребенок настойчиво и достаточно последовательно отстаивает свою автономию от взрослых; если на ребенка в это время очень «надавить», то можно получить соответствующее сопротивление – агрессию.
         Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут обзываться, кусаться, драться и т.д. Эти действия они осуществляют импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, кусание губ. Пик неуступчивости в дошкольном возрасте приходится на 2 года, а пик проявления агрессии на 3 года. В целом детская агрессия является обратной стороной беззащитности. У детей старшего дошкольного возраста агрессия чаще всего является защитным механизмом, из-за их эмоциональной неустойчивости.
         Вероятность агрессии достаточно высока в те периоды жизни, когда происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. В целом возрастная динамика соответствует возрастным кризисам.
         Человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной или здоровой агрессии. Это активность в окружающем мире, стремление к его освоению и изменению, к творческой самореализации. Для ребенка конструктивная агрессивность или творчески ориентированный поиск – это любознательность и здоровое любопытство, способность ставить цели, отстаивать свои идеи и интересы. Но в неблагоприятных условиях (травмирующие семейные конфликты, подавление инициативы ребенка и др.) здоровая конструктивная агрессия превращается в деструктивную.
         Агрессия ребенка может быть направлена на окружающих людей вне семьи, на близких людей, на животных, на себя, на внешние объекты, на фантазийные объекты. Проявления агрессии в дошкольном возрасте принимают разнообразные формы. Принято выделять: вербальную (словесную) и физическую, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
         Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.
         Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Чаще всего дразнилки, обзывания.
         Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому, через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: разрушения продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей.
         Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую (угрозы, запугивание) и реальную формы [2].
         Проявления детской агрессии – это признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты, наиболее эффективный и быстрый способ достижения цели.
         Таким образом, причины возникновения агрессивного поведения детей дошкольного возраста, следующие:
1. Эмоциональная неустойчивость личности ребенка, которая обеспечивает снижение процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний, формирование недоверчивости по отношению к взрослым и сверстникам [1]; [5].
2. Защита личности (авторитета, индивидуальности, самооценки, лидерских позиций и т.д. – ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство).
3. Агрессия – как средство достижения какой-либо конкретной цели (нужного предмета, ведущей роли в игре, выигрыша у своих товарищей; при этом в любой деятельности ребенок стремится к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других), как стремление получить желанный результат.
4. Агрессия – как средство психологической защиты (Как правило такой способ защиты избирают дети с сильным типом НС, обладающие холерическим или сангвиническим типом темперамента. Для флегматиков такой способ защиты неприемлем, т.к. требует слишком много внешней активности, которой они избегают. Чаще всего дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими взрослыми. И тогда агрессивность служит проявлением тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру»).
5. Неумение ребенка общаться, играть, конструктивно заявить о себе.
6. Желание избежать негативной оценки взрослого.
7. Агрессия – как способ привлечения к себе внимания (поведение направлено на получение эмоционального отклика от других).
8. Нарушение исследовательской активности.
9. Агрессия – как способ психологической разрядки.
10. Нарушения семейного воспитания:
- в семье чрезмерно ограничивают активность ребенка, стараются защищать от всего, что может оказаться опасным;
- дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии (это рождает страх, ведущий за собой агрессию; появление агрессивности в этих случаях дает ребенку возможность эмоциональной разрядки и заставляет близких обратить на него внимание) [3];
- плохая забота родителей об основных потребностях ребенка: сон, еда вовремя, общение; игнорирование интересов ребенка (недостаточный контроль и присмотр коррелируют с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождается агрессивным поведением) [3];
- депрессивное состояние родителей, агрессивное поведение членов семьи (ребенок проходит первичную социализацию в семье и на примере взаимоотношений между ее членами учится взаимодействовать с другими людьми) [9];
- жестокое обращение с детьми, постоянное запугивание (Родители оказываются примером проявления агрессивности. Ребенок узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроля над ними, будет прибегать к нему при общении с другими детьми. Дети будут избегать родителей и оказывать им сопротивление. Ребенок может забыть причину наказания и будет помнить только о причиненной боли, а не об усвоении правил приемлемого поведения) [3];
- вседозволенность и потакание всем детским желаниям, невнимание родителей к опасным переменам в поведении ребенка, отсутствие взаимопонимания и контакта с ребенком (постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения, которое формируется дома, затем переносится в общественную среду; по мере взросления перерастает в свойство личности, в характере будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные, возбудимые черты) [7];
- личные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников (вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с ним дома) [7];
- подкрепление нежелательных действий: гордость родителей за победу в драке (негативное внимание) [9].
11. Невнимание дошкольного учреждения к нервно-психическому состоянию детей.
12. Медицинские причины (травмы головного мозга, неврозы, психологические травмы, заболевания ЦНС).
При столкновении с детской агрессией, надо определиться с причинами и постараться их устранить. Важно не забывать, что такое поведение может быть ситуативным и быстро проходит при правильном поведении взрослого и соответствующей работы с ребенком.
Итак, становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Если ребенок не научится сдерживать и регулировать свою природную агрессию, это может стать причиной серьезных проблем в дальнейшей жизни ребенка [4]. Воспитатель (как и родители) может и должен содействовать предотвращению этих проблем.
 
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. – 260 с.
2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. – СПб: Речь, 2007. – 144 с.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. – М.: Педагогика, 1991. – 123 с.
4. Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Княжева. – Ярославль, 1997. – 280 с.
5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: изд-во МПСИ, 2003. – 356 с.
6. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб: Речь, 2007. – 190 с.
7. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М., 1997. – 310 с.
8. Психологический словарь / ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. – М., 1997. – с. 11.
9. Румянцева Н.М. Агрессия и контроль / Н.М. Румянцева // Вопросы психологии. – 1992. - №5. – с. 35-40.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»