Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экология как средство воспитания осознанного
отношения дошкольников к объектам окружающего мира

 Исаева Ирина Сергеевна,
воспитатель ГБОУ СОШ № 91
(отделение дошкольного образования)

Петроградского района Санкт-Петербурга

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе,
шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную
тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
 

                                                                                         В.А. Сухомлинский

        «Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это». 

Несколько лет назад необходимость экологического воспитания нужно было доказывать, сейчас же важность этого направления не вызывает сомнений. 

       У всех стран земного шара появилась единая цель - не потерять, а умножить достижения культуры перед лицом экологических проблем. 

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план и ей уделяется все больше и больше внимания. 

       Почему же эти проблемы стали актуальными? 

Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. 

Каждый из тех,  кто принес вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. 

       Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». 

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание  дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. 

      Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постоянно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игр, любимое дерево, травинки в лесу. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего детей с фауной и флорой родного края, страны. Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и взрослые должны заботиться о воспитании у своих детей чувства бережного отношения ко всему живому. У дошкольников еще мал жизненный опыт, и в силу своих способностей к подражанию, и из доверия к взрослым, малыши перенимают у них поступки. 

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый  

человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Именно в этом я вижу актуальность своей темы. 

      "Экология - как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира". 

      Основная цель в работе с детьми дошкольного возраста - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.  

Эта цель реализуется с помощью следующих задач: 

  • развивать устойчивый интерес детей: к окружающему миру (явлениям природы) или к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям; 

  • воспитывать желание наблюдать за поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления; 

  • воспитывать бережное ответственное отношение к природе, умение правильно ухаживать за растениями и животными. 

Каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создали условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. 

       Как доказано психологами у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Поэтому мы строим процесс обучения таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью мы создали в нашей группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале "Наши наблюдения". Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д.), размещены ящики с почвой, растениями, за которыми ведутся наблюдения. На удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных, растений,  камней, шишек хвойных деревьев, гербарий из листьев и многое другое. 

Основной и ведущей деятельностью дошкольника является игра. Она вносит неоценимый вклад в формирование его экологического сознания. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, морю, в театр и т. д. 

Воспитание осознанного отношения к объектам окружающего мира - процесс непрерывный. Первое знакомство с объектами неживой природы дети получили еще в младшей группе. На прогулке во время игр с песком и водой дети усваивали приемы строительства из песка. Они узнали, как меняются свойства песка и воды, как сделать, чтобы песок не рассыпался, чем отличаются сухой и мокрый песок. Уже на этом этапе дети пытались высказывать свои первые предположения. Во время зимних прогулок также наблюдали с детьми за состоянием снега в разную погоду. Заносили снег в ведерке в помещение и наблюдали, что же с ним происходит и наоборот, выносили ведёрко с водой на мороз. Дети сами пытались предполагать, что же произойдет со снегом в тепле и с водой на морозе. Предположения были самые разнообразные. Какова же была радость детей, когда их гипотезы получали подтверждение. Все это обогащает представление детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. 

В уголке науки мы с детьми в зимний период выращивали лук. Каждый ребенок приносил из дома свою луковицу и вел за ней наблюдение. Результат урожая дети с удовольствием съедали за обедом. Также мы с детьми вели наблюдения за посаженной пшеницей. Причем посадили пшеницу в две разные емкости. Одну из них накрыли пленкой, вторую накрывать не стали. Я попросила детей высказать свои предположения по поводу всходов. В какой емкости быстрее взойдет пшеница? Предположения детей были разные, принимались любые из них. Например: пшеница взойдет одновременно в обеих емкостях, в не накрытой емкости раньше, чем в накрытой и наоборот, не взойдет вообще. Через некоторое время дети смогли убедиться в правильности своих предположений. Совместно с детьми мы сделали вывод, по поводу всходов. Все это время дети рассуждали, делали свои умозаключения, а значит, логически мыслили. Полученные ростки дети бережно пересадили в стаканчики, сделанные своими руками из соленого теста, а затем подарили мамам на 8 марта. 

При решении любых задач, связанных с воспитанием дошкольника необходимо соблюдать главный принцип - принцип постепенности. Решаемые задачи постепенно усложняются. В средней группе перед дошкольниками ставятся задачи: понять взаимосвязь явлений природы. В этом возрасте меняется и качество наблюдений. Мы с ребятами начали вести календарь наблюдений за солнцем. Главная задача этого календаря состояла в том, чтобы наглядно увидеть, как меняется продолжительность светового дня в зависимости от времени года и отметить данные наблюдения соответствующим значком. Наблюдения за солнцем начинались в сентябре. Один раз в месяц одного и того же числа дети наблюдают за продолжительностью светового дня. Каждый час ребенок вклеивает в него кружок определенного цвета. Время, расписанное в календаре, связано со временем пребывания ребенка в детском саду. Когда закончилась осень, мы с ребятами рассмотрели все три календаря и провели беседу "Как меняется световой день". Глядя на календарь, ребята увидели, что в сентябре светлых кружков намного больше, чем в ноябре. Не трудно было сделать вывод о том, что продолжительность светового дня меняется в зависимости от времени года. 

Наблюдения за солнцем продолжились и в старшем дошкольном возрасте. Но теперь мы с ребятами выбрали для себя ориентир, высокое дерево, относительно которого один раз в месяц наблюдаем за высотой солнца. Результаты наблюдений фиксируются детьми. По прошествии нескольких месяцев дети установили закономерность между временами года и высотой солнца. 

Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я как воспитатель должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. В экскурсиях и наблюдениях, проводимых на прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит "покажи мне - я забуду, расскажи мне - я запомню, дай потрогать - я пойму". Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. 

      На территории нашего сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и "море" одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение - сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок - значит, погубить его! Луг для нас - это место для "научных исследований". Наблюдая за одуванчиком, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика - стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик - живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за растениями, но и за другими обитателями луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами тщательно исследовали каждый его участок. 

Целью наших исследований было выяснить место обитания разных видов, изучить насекомых и других животных в данной экосистеме. Дети аккуратно переворачивали каждый листочек, заглядывали под палки и камни. А затем делились друг с другом впечатлениями, описывали увиденное растение и насекомых. Дети с восторгом делали выводы, что на лугу течет своя жизнь. Бабочки и стрекозы наслаждаются красивыми цветами, муравьи тащат травинку в свой муравейник, а паук занят плетением паутины. А чтобы подробно познакомить детей с жизнью в разных экосистемах я показала им познавательный мультфильм "Приключения Диего и Даши ". 

     Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). 

 

Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы - люди относимся к животному миру. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек - это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. 

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. В нашей группе разработаны такие проекты как "Дерево", "Волшебница вода", "Хлеб - наш батюшка" Так в рамках проекта "Дерево" мы с детьми наблюдали за березой. Началось наблюдение осенью. Наблюдали за изменением окраски листьев, отмечали, когда дерево сбрасывает листву. Зимой измеряли глубину снега около дерева и любовались "кружевом", сотканным ветвями. Весной с нетерпением ждали появления первых листочков. Проводились познавательные беседы "Почему у березки черные полоски", "Березкины слезы", "Роль березы в жизни человека". Наблюдение заканчивалось летом праздником, который проводился совместно с педагогом по истории и культуре "Именины березки". Дети готовили подарки для березы и торжественно дарили дереву. 

В рамках проекта "Хлеб - наш батюшка" дети узнали, как тяжело выращивать хлеб, как он попадает к нам на стол. Мы с детьми утром пекли хлеб, а вечером торжественно хлебом солью встречали родителей. Показали родителям инсценировку украинской народной сказки "Колосок". 

Реализация проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. 

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций. Акция "Добрая зима" осуществляется в зимнее время года. Главная цель - организация регулярной птичьей столовой, укрытие снегом цветочных клумб, кустарников и корней деревьев на прогулочном участке группы, а так же формирование системы элементарных научных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Готовится к проведению акции, мы начали с осени. Рисовали проекты кормушек, по которым ро

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»