Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Выявление профессиональных затруднений как
одно из условий повышения профессиональных
компетенций педагогических работников ДОО

Каменева М.Н.; Конивецкая Т.А.,
 методисты Шебекинского ММЦ
ОГАОУ ДПО «БелИРО» Белгородская область,
г. Шебекино
 
Аннотация: Статья посвящена выявлению профессиональных затруднений как одному из условий повышения профессиональных компетенций педагогических работников ДОО.
Ключевые слова: педагог ДОО, компетенции, программы профессионального развития.
Дошкольное образование нуждается в педагогах, обладающих компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, что поможет вывести образование на более высокий уровень[4]. Действующее законодательство требует от педагога ДОО необходимости непрерывного повышения уровня своих профессиональных компетенций. В современном мире профессиональная компетенция воспитателя это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
В Законе «Об образовании» сказано, что «педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень» [1]. ФГОС ДО отмечает, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей»[2]. Но многие педагоги ДОО сталкиваются в своей работе с профессиональными затруднениями. Решение этой проблемы возможно при непрерывном профессиональном развитии педагогов, необходимости создания программ профессионального развития педагогов ДОО. В педагогической литературе широкое распространение получили подходы к определению профессионального развития педагогов, предложенные М.М. Поташником, А.М. Мудриком, А.М. Моисеевым и др.
В научной литературе активно разрабатывается понятие «индивидуальная траектория», накоплен определенный объемом знаний, использование которого в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально-компетентной личности педагога, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Такой опыт представлен в работах российских ученых Вершловского С.Г., Волковского А.Н., Крупина И.В., Левина М.М., Сластенина В.А. и др. Понятие «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрены Бордовским Г.А., Вдовиной С.А., Климовым Е.А., Мерлиным В.С., Суртаевой Н.Н., Якиманской И.С. и др. [3, с.3].
Для развития системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогов необходима информация о том, в каких именно видах поддержки нуждаются педагоги ДОО, какие профессиональные затруднения возникают в их деятельности. В связи  с этим необходима системная информация о знании предметной области, уровне профессиональной компетенции, уровне квалификации педагогов.
 В апреле 2020 года в рамках формирования траектории непрерывного роста профессионального развития педагогов проводился входящий срез по выявлению профессиональных затруднений среди работников дошкольных образовательных организаций. В оценке принял участие 21 педагог ДОО.
Профессиональные компетенции педагогов оценивались по 5 блокам: общепедагогические, методические, психолого-педагогические, информационные, коммуникативные. В блоках по каждому показателю определялся уровень педагогических затруднений:
- «Да. Хотелось бы получить помощь» (затруднения возникают всегда / ярко выражены);
- «Скорее да, чем нет» (затруднения возникают часто);
- «Скорее нет, чем да» (затруднения проявляются редко);
- «Нет. Могу поделиться опытом» (затруднений педагог не испытывает, может быть наставником).
Блок «Общепедагогические затруднения» включал определение уровня знаний нормативных правовых актов по соответствующей должности, использовать здоровьесберегающие технологии, планировать свое рабочее время, проводить рефлексию своей профессиональной деятельности.
Блок «Методические затруднения» включал позиции по умениям разработать рабочие программы; методические и дидактические материалы; выбрать учебно-методическую литературу; применить современные образовательные технологии; использовать разнообразные формы организации работы на занятии; умение оценить уровень достижения планируемых результатов освоения ООП.
Блок «Психолого-педагогические затруднения» включал определение уровня знаний и применения диагностических методов оценки развития различных сторон психики личности воспитанников, учета их возрастных особенностей. 
Блок «Информационные затруднения» определял уровень педагогических затруднений при использовании информационно-коммуникационных технологий, применение дистанционных образовательных технологий.
Блок «Коммуникативные затруднения» определял уровень умений по обобщению своего педагогического опыта, владение основами профессиональной речевой культуры, уровень способности  разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с родителями и специалистами для решения проблем воспитания, умения участвовать в профессиональных дискуссиях и обсуждениях. 
По итогам входящего среза ярко выраженных общепедагогических затруднений не выявлено. У 17 % педагогов ярко выражены методические затруднения, психолого-педагогические затруднения всегда возникают у 13 %, 2 % испытывают ярко выраженные информационные затруднения, у 5 % ярко выражены коммуникативные затруднения (таблица 1).
Также были выявлены педагоги, которые не испытывают затруднений и могут выступать в роли наставников.
На основе выявленных затруднений были сформированы программы профессионального развития педагога с учетом уровня его профессионального мастерства. Программы включали в себя ряд практико-ориентированных мероприятий по вопросам, вызывающим затруднения у педагогических работников ДОО. Для успешной реализации программ с педагогами проводились индивидуальные консультации, обучающие семинары, вебинары, организовывались выезды в ДОО с целью оказания методической помощи. Основной задачей проводимых мероприятий  являлось стимулирование повышения уровня квалификации, методической и предметной компетенции, личностного и профессионального роста. 
Итоговый срез в декабре 2020 г. показал, что реализация индивидуальных программ профессионального развития педагога на основе выявленных затруднений в апреле 2020 г. явилась одним из условий повышения профессиональной компетенции. Среди участвующих в срезе педагогов ДОО не выявлено ярко выраженных затруднений по общепедагогическому, психолого-педагогическому, информационному и коммуникативному блокам, и только 0,4 % работников имели ярко выраженные методические затруднения (таблица 2). 
Таким образом,  выявление профессиональных затруднений явилось одним из условий повышения уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО. 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС дошкольного образования. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 09.03.2020 г.). – Режим доступа:  свободный. – Текст: электронный.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 273-ФЗ (редакция от 1 мая 2019 года): [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. // СПС КонсультантПлюс. URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/82d348bfa91f54b262e7b00b71659c9f5c69e2ad/ (дата обращения: 11.03.2021).  – Режим доступа: – Текст: электронный.
  3. Безматерных Т.А., Терещенко О.Ю. Профессиональный рост учителя в современном образовательном пространстве: проектирование модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога в условиях непрерывного образования // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. - №5. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN518.pdf (дата обращения: 09.03.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  4. Белая К.Ю., Профессиональное развитие педагогов в условиях научно-методического сопровождения образовательной деятельности ДОО// Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. – URL: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/6490-belaya-k-yu-professionalnoe-razvitie-pedagogov-v-usloviyah-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-doo.pdf (дата обращения: 09.03.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»