Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Преодоление адаптационных проблем детей младшего
возраста к условиям детского сада в ситуации
добора воспитанников в группу

Коршунова Ирина Константиновна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 29
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Аннотация 
В статье раскрывается детско–родительский проект по преодолению адаптационных проблем детей младшего возраста к условиям детского сада в ситуации добора воспитанников в группу. Автор предлагает создание особой развивающей предметно-пространственной среды, ритуалы и традиции группы, способствующие адаптации, буклеты для родителей «Один день в младшей группе».
Ключевые слова: адаптация, проектная деятельность, развивающая предметно-пространственная среда.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все этоне только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Проблемы адаптации являются актуальными для современного дошкольного образования, так как характерными для современных родителей являются следующие проблемы: нежелание родителей «новых воспитанников» оставлять детей на полный день, высокая избирательность детей в питании (дошкольники не привыкли к меню дошкольного учреждения), нарушения коммуникации со сверстниками (поведенческие нарушения и отказ от контактов), непостоянство составаколлектива (часть детей переходит в коллектив с прошлого года, часть поступает в текущем учебном году).  
Исследования в области адаптации дошкольников к детскому саду были проведеныЛ.В. Мардахаевым [6], О.Г Заводчиковой [3], Б.А. Куган [4], В.Н. Гурновым, И.Ю. Резвановой [2],  Т.В. Луценко [5], И. Е. Мельникова [7].
Заводчикова О. Г. [3] отмечала, что самый лучший возраст для адаптационного периода 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Двухлетке трудно привыкнуть к новой обстановке. Он еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним. 
Чтобы ребенок адаптировался к детскому саду быстрее и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, необходимо как можно раньше устранить все, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка.
Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей. 
Таким образом, адаптационный период, обусловленный физиологическим и психологическим приспособлением к новым условиям, характеризуется по показателям поведения детей и характерологическим чертам личности ребенка.
Как и любой процесс, адаптация также имеет стадии протекания. Б.А. Куган выделяет следующие:
1. Уравновешивание. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную активность к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.
2. Псевдоадаптация. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.
3. Приноровление. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.
4. Уподобление. Психологическая переориентация индивида. Трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения
Для решения проблем адаптации в группах младшего возраста нашего детского сада был проведен детско-родительский проект осенью 2020 года.
Целью проекта являлась помощь детям и родителям (законным представителям) в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения (в ситуации добора воспитанников в группу).
На подготовительном этапе проекта мы определяли способы согласованности действий родителей и воспитателей в адаптационный период. Была проведена диагностика для детей методом наблюдение по методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» (автор А.Остроухова) [9]. Для родителей было проведено анкетирование.Далее была создана развивающая предметно-пространственная среда, обуславливающаяэмоционально – положительную атмосферу в группе. Например, использовались двеодинаковые игрушки-талисманы дома и в саду, сокровищница «Волшебная коробочка», в которой ребёнок мог хранить важные для себя вещи. Были внедрены устойчивые ритуалы и традиции воспитательной работы, как одних из важных факторов ускорения приспособляемости ребёнка (употреблялось домашнее имя ребенка, применялисьнедирективные формы поддержки ребенка, был разработан ритуал приема и прощания). Была индивидуализирована работа с родителями: предложить буклеты родителям, имеющим проблемы с адаптацией детей.
На основном этапе проекта проведено снятие у детей младшего возраста психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения. Использовались любимые игры детей, знакомство с новыми играми, использование игрового персонажа для снятия стресса. Данные приемы развивалидоверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми. С помощью разработки совместно с родителями индивидуальных образовательных маршрутов, было нормализовано эмоциональное состояние ребенка, развились социальные контакты ребенка, улучшились показатели дневного сна (продолжительность, легкость засыпание, отсутствие непроизвольного просыпания и пр.), повысился аппетит детей. В работе с родителями были проведены индивидуальные консультации для родителей. В рамках адаптационной работы был проведен поиск социальных партнеров, расширяющих возможности консультационного сопровождения. Такими партнерами стали районный ППМС центр и обслуживающая поликлиника. В заключении данного этапа был внедрениндивидуальный образовательный маршрут.
В соответствии с критериями успешности прохождения ребенком процесса адаптации были выделены следующие показатели:
- состояние здоровья ребенка (в соответствии с листом здоровья);
- особенности аппетита;
- особенности сна; 
- двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);
- взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);
- деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);
- речь (инициативная, ответная или отсутствует);
- эмоциональный тонус (позитивный или негативный);
- желание - нежелание идти в детский сад;
По итогам первичной диагностики отмечалось наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду. Лёгкая степень адаптации была выявлена у 62%детей; средняя степень адаптации у 19% детей; тяжёлая степень адаптации у 19% детей.
По итогам контрольной диагностики тяжелая степень адаптации не выявлена, средняя степень адаптации снижена до минимума.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации прошёл успешно. Дети чувствуют себя эмоционально позитивно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, нет проблем с питанием, сном, дети легко расстаются с родителями – все это свидетельствует об успешной адаптации и эффективности данного детско-родительского проекта
Список литературы.
1. Гордиенко Н. В. Детский сад - окно в мир добра и радости : методическое пособие для родителей по успешной адаптации детей к условиям детского сада / Министерство образования и науки Российской Федерации, Пятигорский государственный университет ; [Н.В. Гордиенко и др.]. - Казань : Бук, 2017.
2. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения / В.Н. Гурнов, И.Ю. Резванова ; Ставроп. гос. ун-т. Фак. повышения квалификации и проф. переподгот. упр. кадров образования. - Ставрополь : СКИПКРО, 2003 (ООП СКИПКРО).
3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007.
4. Куган Б.А. Системный подход к управлению социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов / В.А. Куган ; М-во образования Рос. Федерации. Гл. упр. нар. образования администрации Кург. обл. Врем. н.-и. коллектив ВНИК "Адаптация", Федер. целев. прогр. "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды". - Курган: Б. и. ; Шадринск: ПО "Исеть", 1997. 
5. Луценко Т. В. Социально-психологическая адаптация дошкольников в инклюзивной группе : автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандидата психологических наук : специальность <Педагогическая психология> / Луценко Татьяна Владимировна ; [Место защиты: ГАОУ ВО ГМ Московский городской педагогический университет]. - Москва, 2019.
6. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии : учебное пособие / Л.В. Мардахаев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Перспектива, 2011.
7. Мельникова И. Е. Психофизиологические механизмы адаптации дошкольников / И. Е. Мельникова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2002.
8. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1,5 до 3 лет : планирование образовательной деятельности, взаимодействие с родителями / Издательство "Учитель" ; авторы-составители Е.А. Мохирева [и др.]. - Волгоград :Учитель, 2017. - 137 с. : ил. ; 21 см.. - (ФГОС ДО: практика реализациии)
9. Остроухова А. И. Развитие дошкольного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института : автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. : специальность 13.00.06 / Остроухова Антонина Ивановна ; [Ин-т педагогики социал. работы Рос. акад. образования]. - М. : Б.и., 1999.
10. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников :[методическое пособие для педагогов ДОУ] / Н.М. Сертакова. - Санкт-Петербург :Детство-Пресс, 2009.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»