Реализация проекта в средней общеразвивающей группе
Будьте здоровы!
Кудашова Елена Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 16
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассматриваются методы ознакомления дошкольников средней группы (4-5 лет) с ценностями здорового образа жизни. Рассмотрены познавательные, творческие, игровые методы, позволяющие детям получить знания о здоровом питании, активном образе жизни, гигиене, закаливании, подробно познакомиться с полезной и вредной едой.воспитатель ГБДОУ детского сада № 16
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: проектная деятельность, техника коллажирования, здоровьесберегающая технология, чтение художественной литературы.
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к здоровью человека, его способностям выдерживать длительные интеллектуальные нагрузки, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, способностям сохранять нормальные показатели мышечной активности при гиподинамичном образе жизни, сохранять здоровое зрение при усиленных нагрузках, связанных с внедрением новых информационных технологий.
Родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Поддержать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – ценностные ориентиры современной семьи. Лучший способ приобщения ребенка к здоровому образу жизни – это собственный пример родителей. Ознакомление дошкольников 4-5 лет со здоровым образом жизни полезная тема, но она должна быть еще и увлекательной, творчески насыщенной и разнообразной. Задача педагога и родителей не только провести познавательную беседу, но и закрепить полученные знания посредством игр, совместной деятельности, целевых прогулок, образовательных ситуаций.
Реализация данного направления деятельности проходит в рамках проектной деятельности. В частности, в ГБДОУ детском саду № 16 Василеостровского района был реализован детско-родительский проект «Будьте здоровы!» в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.
Ознакомление дошкольников со здоровым образом жизни в рамках проекта решало несколько задач:
1. Развивать интерес детей 4-5лет к активному и здоровому образу жизни.
2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление, операции классификации, сравнения, обобщения.
3. Обогащать детско-родительские взаимоотношения, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей.
4. Вовлекать родителей в проектную деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, мотивировать родителей на партнерские отношения с образовательной организацией по вопросам здоровьесбережения.
5. Обогащать словарный запас детей по теме проектов.
Задачи проектной деятельности по здоровьесбережению были выстроены согласно подходу М.А.Павловой, изложенному в работе «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий» [6]. Она в своей работе называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности. Кроме того, М.А. Павлова выдвинула ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности. Она предлагает при рассматривании предмета, прежде всего, приучать отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами.
Проект носил познавательно-исследовательский характер с одной стороны, и художественно-эстетический с другой, но, оба типа тесно сплетены для решения единых целей и задач проекта. На подготовительном этапе была проведена работа с материалами к открытому занятию, проведена работа с родителями. Также был подобран наглядный материал. Это игрушки, соответствующей тематики - модели фруктов, овощей, крупы и тематические картинки с изображением активного образа жизни (плавание, велопрогулка, прогулка на лыжах). Данный материал использовался на занятиях в ходе реализации проекта. Занятия способствовали созданию условий для развития устойчивого интереса детей 4-5 лет к здоровому образу жизни, воспитанию физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка через создание единого здоровьесберегающего процесса и через приобщение родителей к здоровому образу жизни и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
В ходе реализации проекта осуществлялось просвещение родителей по вопросам физкультурно–оздоровительной работы, правильного питания, прогулок на свежем воздухе, гигиены, закаливания, расширения словарного запаса детей по теме проекта, мотивирования дошкольников с помощью игровой формы подачи материала.
Позитивные результаты показала совместная работа детей с родителями. В ходе проекта родителям было предложено поехать с детьми на прогулку, выполнить гимнастику, сделать несколько фотографий на природе и дома, создать коллаж. Эти задания преследовали несколько задач. На прогулке родители задавали вопросы о том, что нужно для хорошего настроения, о правилах гигиены, о вредной и полезной еде с целью определить уровень познаний и эффективность занятий. Впечатления, полученные от прогулки на свежем воздухе, совместная работа с родителями над коллажем, закрепили знания детей о здоровом образе жизни и выработали наблюдательность.
В рамках темы проекта было проведено несколько творческих занятий. Занятие по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему “Корзина с витаминами”. Целью занятия было поддержать интерес к теме здорового питания. Для проекта были разработаны две дидактические игры: «Попробуй на вкус» и “Полезное и вредное”. Целью было обогащение знаний детей о правильном питании, о полезных свойствах овощей и фруктов. Дети научились самостоятельно отличать полезное от вредного, проявляли интерес к здоровому образу жизни.
Живой интерес у детей вызвала творческая работа совместно с воспитателем “Здоровым быть здорово!” Данное занятие проходило по подгруппам. Целью занятия было создание коллажа. У каждой подгруппы было свое задание: вырезать картинки с изображением полезных овощей и фруктов, активного образа жизни (зарядки, плавания, закаливание). После работы по подгруппам дети объединились для “Путешествия в страну здоровья”. Это увлекательное занятие закрепило, ранее полученные знания и мотивировало детей на дальнейшей знакомство с темой проекта.
При подготовке проекта были использованы такие методы, как беседа и целевые прогулки с родителями с проблемным обсуждением по заданию педагога (вербальный метод), и тематические занятия по рисованию, аппликации, лепке, коллажированию (образные методы).
По итогам реализации проекта можно сделать следующие выводы.
По результатам открытого занятия на тему “Будьте здоровы!”, практически 100 % детей усвоили материал. Активно участвовали в занятии, правильно отвечали на вопросы, точно выполняли задания. Игровая форма подачи учебного материала позволила поддерживать интерес и удерживать внимание на протяжении всего занятия. Дети научились различать полезные и вредные продукты питания, выявили особенности каждого продукта, использовать обобщенное понятие “здоровье”, получили первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Работа с родителями помогла детям усвоить пользу совместных прогулок на свежем воздухе. На прогулке ребята дополнили свои знания о активном образе жизни, гигиене, профилактике заболеваний. Данное мероприятие было направлено на расширение кругозора, наглядно-образного мышления, проявили интерес к своему здоровью, тренировали диалогические формы речи. Также, родители должны были, в ходе прогулке задавать вопросы, на изученную тему, рассказывать для чего нужно беречь свое здоровье, зачем нужна гигиена, для чего нам нужна полезная еда. При подготовке к прогулке родители прочитали литературу о пользе здорового образа жизни для нашего организма, показывали пример активного образа жизни, употребления полезной еды, гигиены. После прогулки на свежем воздухе, была проведена беседа педагогом, в ходе которой почти все дети, побывавшие на прогулке, четко, без затруднений, рассказывали о пользе прогулок, делились впечатлениями. Также, родители должны были сделать несколько фотографий на прогулке, совместно с детьми, оформить коллаж “Здоровье”. Совместная с родителями деятельность, не только помогла детям закрепить знания, получить новые, но и позитивно отразилась на психологическом состоянии детей: ощущался эмоциональный подъем воспитанников.
Дидактические игры ”Попробуй на вкус” и “Полезное и вредное” понравились детям. Эти игры стали повседневными. Дети активно включились в них, сами стали создавать ситуации, задания, придумывать вопросы. Игры стимулировали развитие логики, воображния, внимания. Дидактические игры “Попробуй на вкус” и “Полезное и вредное” были рекомендованы для занятий в домашних условиях родителям.
Итоги творческого занятия “Корзина с витаминами” превратилась в традицию группы. При ознакомлении наших воспитанников с новым полезным продуктом, в корзине появляется новый «полезный продукт». Совместное с воспитателем создание коллажа детям очень понравилось. Впервые дети работали на общий результат по подгруппам. Приятно было наблюдать как ответственно они отнеслись к своей части работы, советовались, общались, как “взрослые”. Дети продолжают обыгрывать коллаж в самостоятельной деятельности. Совместно с детьми было принято решение продолжить коллажирование на другие темы здоровьесбережения и придумывать новые игровые ситуации. Творческая работа улучшила межличностное общение в группе.
Реализация проекта проходила в несколько этапов. Целью проекта было изучение «Здорового образа жизни» в форме игр и творческих заданий. По ходу работы были выполнены все задачи, которые были поставлены для этого проекта. 100% детей усвоили материал, с удовольствием занимались на творческих занятиях. Тематические прогулки, наблюдения обогатили детский кругозор, фантазию, логическое мышление, изменения были
заметны и в социально-коммуникативном развитии. Некоторые стеснительные и не очень контактные дети, активно играли и участвовали в групповой работе. Участие родителей в проекте благотворно отразилось на итогах работы, не только на этапе прогулки на свежем воздухе, но и в создании коллажа “Здоровье”, а также, некоторые родители используют идею коллажирования на детских праздниках.
В целом цели проекта «Будьте здоровы» были достигнуты. Проект был представлен на районном конкурсе детско-родительских проектов, стал дипломантом конкурса. В дальнейшем планируется развитие идей здоровьесбережения в группе, создание родительского клуба и участие в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Учитель здоровья».
Список литературы
1. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987.
2. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. - Речь-Москва, 2007.
3. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. – СПб: Детство-Пресс, 2011.
4. Гусева Т. А., Иванова Т. О. Мы — спортсмены! Настольно-печатные игры для младших дошкольников (3-5лет). М.: Детство - Пресс, 2011.
5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
6. Павлова М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2009.