Декоративная лепка в детском саду
Иванова Виктория Владимировна
Декоративная лепка в детском саду – это создание детьми посуды, декоративных элементов, различных фигурок и предметов на тему народных игрушек. Кроме этого малыши способных создавать небольшие украшения (бусы, колечки или брошки для кукол), сувениры и подарки для мам и бабушек ко дню рождения или на праздники.Умения и навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании и других видов художественных работ, поэтому их изделия становятся еще более выразительными и по замыслу и по оформлению.
Выразительность детской лепки в первую очередь зависит от того, насколько малышу удалось передать форму и пропорции создаваемой игрушки, во-вторых от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы для оформления фигурки или игрушки.
Безусловно, занятия декоративной лепкой связаны с рисованием. Рельефный узор для начала наносится на бумагу в виде предварительного эскиза, украшения для будущей работы. Далее, на вылепленную фигурку можно нанести пробный эскиз и раскрасить свою работу. Здесь будут использованы знания, полученные на занятиях рисованием.
Для того, чтобы дети успешно овладели навыками декоративной лепки педагогу следует использовать предметы декоративно-прикладного искусства и изделия народных мастеров. Чем раньше воспитатели будут знакомить детей с народным творчеством, тем активнее малыши смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.
Чаще всего детей увлекает простота формы и содержания игрушек, яркость из оформления, ощущение гладкой и приятной для руки поверхности игрушки, а иногда и динамичность, которая имеет место в богородской игрушке (мишки-кузнецы, клюющие курочки, веселый дятел и другие игрушки).
Воспитателю необходимо иметь в своей коллекции предметы декоративно-прикладного искусства, которые необходимо пополнять время от времени новыми предметами. В зависимости от воспитательных и образовательных задач воспитатель может выбрать игрушки для своей группы и использовать их для бесед, занятий лепкой и украшения группы.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских умельцев, изделия каргопольских народных мастеров. Если дети 2-3 лет только играют с этими игрушками, то для детей 3-4 лет эти игрушки необходимо рассматривать перед занятиями лепкой.
Для среднего дошкольного возраста нужно иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка, богородские точеные деревянные игрушки.
Для воспитанников старшего и подготовительного дошкольного возраста доступна любая народная игрушка, как глиняная, так и деревянная.
Все народные игрушки всегда богаты тематикой и влияют на замысел ребенка во время занятия лепкой, безусловно, обогащают представление малышей об окружающем мире, расширяют возможности детей в сюжетной лепке.
Под влиянием предметов народного творчества малыши глубже и с большим интересом способны воспринимать иллюстрации к русским народным сказкам таких художников как И.Билибин и Ю.Васнецов, творчество которых основано на русских национальных традициях.
Занятия, проведенные воспитателем с использованием предметов народного творчества помогают детям развивать умственную деятельность, однако это возможно только в том случае, если осуществляется последовательное и систематическое знакомство детей с предметами русского народного творчества. В результате дети смогут создавать новые креативные работы: игрушки, посуду и украшения.
Детей 3-4 лет воспитатели в группе знакомят с предметами народного искусства, но непосредственных занятий лепкой еще мало, однако дети могут украсить свои изделия углубленным рельефом (нанести палочкой узор), как правило подобной техникой украшают угощения для кукол: печенье, пирожки, торт. Но уже эта первоначальная элементарная деятельность приводит детей к пониманию того, что все свои работы можно украсить, от этого они станут еще красивее и интереснее.
С возрастом знакомство малышей с народным искусством расширяется, задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, животных, кукол по типу народных игрушек. Постепенно они учатся сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем и на объемный предмет. Все это развивает в детях потребность к сознанию новых, красивых и необычных изделий, развивает их художественный вкус.