Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Лего – конструирование в дошкольном возрасте,
как средство развития речи детей

Овчинникова Екатерина Владимировна
Аннотация
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова и др.)
В процессе конструкторской деятельности ребенок создает определенную модель предмета из готовых деталей, воплощает свои представления об окружающих предметах в реальные модели этих предметов. Конструктор для детей, прежде всего, является средством игровой деятельности. Используя данный материал можно добиться решения многих обучающих задач, в том числе, развития речи.
Основная часть:
  В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Существует множество проблем в речи детей.
  И одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности, может быть использование конструкторов, в том числе конструкторов «Lego», собственно об опыте работы с которыми и хочется вам рассказать.
  На дополнительных занятиях использую Lego-набор «Городская жизнь» и «Учись учиться». Кроме традиционных кирпичиков и строительных пластин они включают в себя различные дополнительные элементы, такие как: цветы, окна, колеса, миниатюрные фигурки людей и другие атрибуты для полноценной игры. С помощью деталей можно построить городские постройки и создать целую инфраструктуру, заселить город жителями.
  Работа с конструктором Legо – способствует формированию мелкой мускулатуры рук, мелкой моторики.
  В процессе конструирования мы проговариваем названия элементов конструктора, их назначение, называем цвет кирпичиков, форму, их размер. Знакомимся с новыми деталями конструктора, способами соединения кубиков. Всегда комментирую свои действия. Обращаю внимание на новые конструктивные приемы, предлагаю рассмотреть получившееся сооружение, привлекаю детей к его анализу, затем предлагаю воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.
  При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право»,«лево»,«сзади»,«спереди»,«под»,«над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами, что немало важным является для подготовки ребёнка к школе.
  На занятиях как можно больше проговариваем, описываем и сам процесс конструирования: это может быть проигрывание в прогностическом варианте: «сначала построю дом, потом двор, во дворе гараж, а в гараже машину», или констатация сделанного: «… сделал машину, посадил водителя, построил мост…» и т.д. И то и другое способствует озвучиванию алгоритма конструирования и развития сюжета.
  В процессе наблюдений за конструктивной деятельностью детей задаю вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.
  Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство»,«Угадай, чья это часть?»,«Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.
  При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике, сколько в твоей схеме длинных деталей? сколько шестерёнок и т. д.)
  Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
  Организация работы с детьми в рамках таких тем, как «Городские объекты»,«Домашняя обстановка»,«Мостостроение»,«Транспорт»,«Городские службы» с учётом интегративного подхода способствует расширению кругозора детей, развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, образного мышления, воображения, получению информации для создания собственных построек и составления описательных рассказов о постройке.
  Например, во время работы по теме «Транспорт» дети знакомятся с разными видами транспорта, назначением машины МЧС,«Скорой помощи» и других машин специального назначения. После беседы детям предлагается схема и образец постройки автомобиля. Обращаем внимание на строение машины, гармоничное сочетание деталей конструктора по цвету. Следующие этап- это строительство разных машин без помощи схем.
  Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даётся речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом.
Также с детьми придумываем Лего-истории. Дети делают постройки и описывают их. Рассказы детей записываем и фотографируем постройки. Все это проходит в «Ситуации письменной речи»(ребенок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным. Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее излагать мысль.
  В процессе Лего-конструирования дети постоянно взаимодействуют друг с другом и с педагогом. У детей формируются навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений. Такжедети работают в парах, используя одну строительную пластину. Создавая модели вместе, дети учатся лидерству и кооперации, распределяют роли и используют разные идеи для создания более интересной игры. Если требуется помощь товарища или педагога, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети должны учиться выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу. Все это способствует развитию речевого   общения в совместной деятельности.
  Абсолютно на каждом занятии после выполнения основного задания детям предоставляется время для игры с построенными моделями, самостоятельно конструировать. По своему желанию ребенок может играть один, объединяться в пару или играть группой.
Наши постройки, наши игры мы демонстрируем родителям.
  Таким образом, использование конструктора LEGO способствует развитию связной речи, формированию словаря, его активизации и обогащения. Развиваются коммуникативные навыки.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»