Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основы патриотического воспитания дошкольников

Волокта Нина Андреевна
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, по патриотическому воспитанию, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать историю своего края, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, как выделить именно то, что характерно только для данной местности и подчеркнуть то, что наиболее ярко иллюстрирует быт данной местности. Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Исходя из этого, важен правильный, с точки зрения педагогики, выбор объектов, о которых следует непосредственно рассказать детям.
Любой край, область нашей огромной страны неповторимы. И славят его не только достопримечательности, но и артисты, спортсмены, художники, поэты, это те люди, которые прославляют свой край своим трудом. Каждый край знаменит и тем, что здесь жили люди, которые сейчас стали известны не только у себя на родине но известны и всем миру. В Ясной Поляне жил Л.Н. Толстой, в селе Михайловском – А.С. Пушкин, А село Константиново обязательно напомнит детям о С.А. Есенине. В каждом регионе есть и свои герои, которые защищали нашу Родину от врагов во времена ВОВ. А как замечательно и неповторимо русское народное творчество: умельцы из Якутии занимаются резьбой по кости, вологодские мастерицы удивляют мир своими кружевами, мастера Палеха прославились искусством лаковой миниатюры, а село Богородское радует всех детей своими деревянными игрушками.
Отбор педагогом соответствующего материала позволит сформировать у малышей представление о том, чем именно знаменит их родной край. Однако, было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться только показом его особенностей. Необходимо объяснить детям, что их родной край – только часть большой и прекрасной страны – России, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет выполнима только в ситуации единства родного края и Родины. Для этого педагогу необходимо обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был его родной край, в нем всегда можно найти отражение того, что типично (характерно) для всей нашей огромной страны:
- здесь, как и повсюду в нашей стране, люди трудятся. Трудятся они для блага и счастья всех, они всегда готовы помочь и прийти на помощь друг другу, их труд почетен и важен.
- в родном краю могут жить люди различных национальностей, их совместный труд, дружба и взаимопомощь становятся иллюстрацией того, что в нашей стране, как в одной большой единой семье, живут люди разных национальностей.
- в родном крае, как и по всей нашей необъятной родине, берегут и охраняют природу, и проблема экологической безопасности безусловно важна для всех.
- все люди любят не только свой край, но их объединят и любовь и уважение к своей стране.
В соответствии с образовательной программой дошкольного образования в детском саду, с учетом местных особенностей, педагог планирует весь познавательный материал, распределяя его равномерно по времени, в течение всего учебного года, чтобы дети могли получать новые знания постепенно, в определенной системе.
Наиболее целесообразно и продуктивно планировать весь материал по темам. Более объемные темы могут заключать в себе более маленькие по содержанию и объему знаний, передаваемых малышу. Темы необходимо повторять в каждой возрастной группе, и в зависимости от возраста детей, обогащается и содержание сообщаемых им знаний, и задачи воспитания конкретизируются в более мелких темах. Например, объемная тема «О труде людей», в средней группе детского сада может раскрываться через темы: «О труде хлеборобов», «О труде людей транспортных профессий», а в старшей группе дополнится темами: «О тех, кто делает машины», «О труде строителей», «О труде ткачей».
Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по степени его сложности, и, следовательно, по длительности преподнесений данной информации детям. Работа по каждой теме может включать в себя занятия, игры, труд, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где дети живут, помогает им усваивать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также, что чрезвычайно важно, способствует воспитанию патриотических чувств. Взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала различных тем помогает детям формировать их представления в довольно сжатые сроки.
Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе. Комплексный подход к патриотическому воспитанию заключает в себе решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Невозможно говорить о воспитании любви ребенка к родному краю без сообщения ему определенных знаний о нем. Отбор и систематизация этих знаний проводятся в соответствии с задачами социально-коммуникативного развития, а также с учетом возрастных возможностей малышей (принимается во внимание характер их мышления, способность к анализу, обобщению, уровень познавательного развития).
В процессе воспитания, ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего познавательного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать и обобщать то, что они видят в окружающей жизни, а также то, что расскажет или прочтет им воспитатель. Воспитатель должен организовать сообщение детям знаний о родном крае и родной стране таким образом, чтобы вызывать у них познавательную активность и развивать их любознательность. Наблюдение окружающей жизни и усвоение знаний о ней, способствует развитию образного и логического мышления дошкольников.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи и их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают не только яркое, живое слово, но и музыка и изобразительное искусство. Слушая стихи и песни о родной стране, дети могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающем мире, а также по-новому представить то, что им хорошо знакомо и обыденно, оно развивает и воспитывает их чувства.
Взрослый учит малышей видеть красоту и особенности окружающей природы. Прогулка в лес, в поле, к реке, в парк предполагает решение целого комплекса задач: познавательных, эстетических и, в конечном счете – нравственных.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с удовольствием рисуют праздники и родную природу, строительство и военные сражения. Чем увлекательнее и целенаправленнее воспитатель организует наблюдение окружающего, тем более содержательно становится детское творчество.
Работа по патриотическому воспитанию неразрывно связана и с их физическим воспитанием. Будущие россияне должны расти сильными, ловкими и здоровыми. Педагоги обязательно должны познакомить детей с нормами ГТО и необходимостью их прохождения.
Также следует заметить, что большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Задача воспитателя – найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форм была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу необходимо не только хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), но и уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив их всех единой задаче.
Итак, комплексный подход  к воспитанию у детей любви к своей Родине, своему краю, заключается, прежде всего, в необходимой логической связи разных сторон этого процесса, т.к. комплексный подход это, в первую очередь, взаимосвязь различных средств и методов воспитания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»