Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лэпбук как средство развития речи старших дошкольников

Костикова Юлия Сергеевна
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. 
Однако, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. 
В последнее время для активизации речи  детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике стал метод использования лепбука.
Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. 
Что такое Лэпбук 
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или
интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками,
дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может
доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней
собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук -
это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной
исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения
данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить
определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный
материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать
изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро
освежить в памяти пройденные темы.
Положительные стороны использования лепбука:
-  помогает ребенку по своему желанию организовать
информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал) ;
-  отличный способ для повторения пройденного. В любое
удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет
пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;
- самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к школе;
- возможность использования  для занятий в разновозрастных группах, или  где одновременно обучаются дети с разным уровнем речевого  развития . Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками  животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение  писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку;
- помогает формировать функцию речи у дошкольников, в результате чего улучшается качество связной речи ребенка, повышается его коммуникативный и социальный уровень;
 - является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. 
Ввиду всех положительных сторон использования лепбука, данный  метод может эффективно  применяться в работе с детьми дошкольного возраста, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического  строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество ребенок-взрослый. 
Цель проекта:
Развитие  связной монологической речи у старших дошкольников посредством создания и работы с лепбуком
Задачи проекта:
Добавить завдачи по развитию речи
  1. Изучить литературу и материалы по работе с лэпбуком;
  2. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в
                вопросах речевого развития детей;
  1. Установить тесное сотрудничество с членами семьи, привлечь
                родителей к образовательному процессу;
  1. Повысить у детей познавательную активность;
  2. Развивать   связную  монологической речи у
Дошкольников посредством работы с Лэпбуком
  1. Повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей.
  2. Познакомить детей и родителей, а также педагогов ДОУ с новым
                методом работы над связной речью.
  1. Развить партнерские отношения в работе над проектом между всеми
                участниками процесса.  Убрать
 
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный проект
Участники проекта: дети старшей группы,  родители, педагоги.
Возраст детей: 5-6 лет.
Материально-технические ресурсы: картотека методического материала по лексическим тетмам, картон, клей, цветная бумага, картинки по лексическим темам, карандаши, фломастеры, тесьма, скотч, ножницы, принтер,  рисунки детей, игры по лексическим темам. 
Этапы реализации проекта:
  1. Подготовительный (январь-февраль)
    Задачи:
  • Изучение научно-методической литературы по использованию лепбука для развития связной речи детей.
  • Изучение опыта работы по использованию лепбука в ДОУ.
  • Подбор и создание дидактических пособий (подбор материала к лексическим темам).
  • Начальная диагностика. 
  1. Основной  (март - апрель)
        На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям:
  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Обогащение предметно - развивающей среды.
Задачи
 
 Формы работы : Индивидуальное консультирование родителей по содержанию лэпбуков (подбор информации)
  • Создание лэпбуков детьми с родителями в домашних условиях
  • Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности  
  1. Заключительный (Май)
Задачи:
  • Проведение итоговой диагностики.
  • Обобщение и распространение полученных результатов.
  • Представление опыта работы с лепбуком для педагогов на педагогическом совете.
Деятельность по реализации проекта 
приоритетная образовательная область - речевое развитие
Этапы реализации
 
      Формы работы
 
Задачи
 
Подготовительный
этап:

 
Педагогическая
диагностика (оценка
индивидуального
развития детей) по
связной
монологической речи
детей.
 
Педагогическая
диагностика (оценка
индивидуального
развития детей) по
познавательной
активности детей.
 
Изучение материалов по
изготовлению и
применению лэпбука
 
 
Консультация для
родителей «Развитие
связной речи ребенка»
 
 
 
Родительское собрание:
сообщение «Лэпбук, как
средство развития речи
детей»
 
Мастер-класс для родителей по
изготовлению лэпбука
 
Беседы, наблюдения за
детьми
 

 
выявить степень
сформированности
развития связной речи
 
 
 
 
 
выявить степень
сформированности
познавательной
активности у детей
 
 
 
повышение компетентности
педагогов познакомить с
результатами обследования
 
 
повышение уровня
компетентности
родителей в работе над
связной речью ребенка
 
 
 
познакомить родителей
с техникой изготовления
с целью выявления
интереса к определенной
 теме
 
 

 
Основной этап:
 
Индивидуальное
консультирование
родителей по
содержанию лэпбуков
(подбор информации)
 
Создание лэпбуков
детьми с родителями в
домашних условиях
 
 
 
 
 
 
 
 
Выставка «Мой лэпбук»
для детей и родителей
группы
 
 
 
 
 
Презентации лэпбуков
детьми для сверстников.
 
 
 
 
 
 
Применение
тематических лэпбуков
на занятиях по речевому
развитию  развернуть
 
 
Использование
созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности
 
 
 
 

 
познакомить родителей с возрастными и
индивидуальными
особенностями детей.
 
 
повышение творческого
потенциала,
объединение семей в
работе над общим
замыслом, повышение
доверительных
отношений в семье,
понимание значимости
каждого участника
процесса
 
обмен творческими
находками, опытом
создания лэпбуков
 
 
 
 
 
развивать умение
излагать материал в
соответствии с
содержанием, опыт
индивидуальных
публичных выступлений
 
 
использование пособий
в образовательной
деятельности
 
 
формирование
коммуникативных
самостоятельной
деятельности детей
умений, связной речи,
познавательного интереса.

 
Заключительный
этап: (май)

 
Интернет собрание для
родителей «Презентация видео
сюжетов детьми – Мой
лэпбук»              
 
 
 
Педагогическая
диагностика (оценка
индивидуального
развития детей) по
связной речи и
 познавательной
активности у детей на
конец проекта
(анализ результатов),
выводы
 
 
Выступление на
педсовете ДОУ с темой
проекта
обобщение опыта по
работе над связной
речью при помощи
лэпбука. Получение
отзывов родителей о
новой форме работы.
 
выявить степень
сформированности
развития связной речи и
познавательной активности у детей
 
 
 
 
 
 
 
распространение опыта
работы в ДОУ
 
Ожидаемые  результаты  по проекту:
  1. Повышение уровня развития связной речи через работу с лэпбуком;
  2. Повышение познавательной активности у дошкольников в процессе ..;
  3. Создание тесных, дружеских отношений между всеми участниками проекта;
Проявление родителльских …
  1. Пополнение методической копилки по лексическим темам;
  2. Получение положительных эмоций у участников проекта при презентации своих работ. 
Для детей это:
  • улучшение  уровеня  развития связной монологической речи;
  • повышение познавательной активности;
  • преобретение  навыков  публичного выступления и логического
изложения своих мыслей;
  • готовые  развивающие пособия, созданные своими руками. 
Для родителей это:
  • осознание индивидуальности, потребностей и интересов своего
ребенка;
  • тесное взаимодействие со своим ребенком при работе над проектом;
  • развитие творческого потенциала родителей.  
Для педагогов это:
  • обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка;
  • эффективное средство личностно-ориентированного взаимодействия
педагога и ребенка;
  • применение ИКТ технологий в работе с родителями и детьми;
  • пополнение методической копилки по лексическим темам.  
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране, нам не удалось реализовать проект. Но, частично проделанная  работа по данному направлению показала эффективность, поэтому  проект  получился с перспективой на следующий год.
                            Список используемой литературы
  1. Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.
  2. Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Пермский педагогический журнал. №7/2015: научно-практический рецензируемый журнал//ред. кол.:             А.К.Колесников (глав. ред.), Л. В. Коломийченко (зам. глав. ред.) и [др.]; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.-Пермь, 2015. – 161 с.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.- 164 с.
  4. Колотовкина Л. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-fgos.html.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»