Лэпбук как средство развития речи старших дошкольников
Костикова Юлия Сергеевна
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
В последнее время для активизации речи детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике стал метод использования лепбука.
Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Что такое Лэпбук
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или
интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками,
дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может
доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней
собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук -
это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной
исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения
данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить
определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный
материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать
изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро
освежить в памяти пройденные темы.
Положительные стороны использования лепбука:
- помогает ребенку по своему желанию организовать
информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал) ;
- отличный способ для повторения пройденного. В любое
удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет
пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;
- самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к школе;
- возможность использования для занятий в разновозрастных группах, или где одновременно обучаются дети с разным уровнем речевого развития . Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку;
- помогает формировать функцию речи у дошкольников, в результате чего улучшается качество связной речи ребенка, повышается его коммуникативный и социальный уровень;
- является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей.
Ввиду всех положительных сторон использования лепбука, данный метод может эффективно применяться в работе с детьми дошкольного возраста, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество ребенок-взрослый.
Цель проекта:
Развитие связной монологической речи у старших дошкольников посредством создания и работы с лепбуком.
Задачи проекта:
Добавить завдачи по развитию речи
- Изучить литературу и материалы по работе с лэпбуком;
- Повысить образовательный уровень компетентности родителей в
- Установить тесное сотрудничество с членами семьи, привлечь
- Повысить у детей познавательную активность;
- Развивать связную монологической речи у
- Повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей.
- Познакомить детей и родителей, а также педагогов ДОУ с новым
- Развить партнерские отношения в работе над проектом между всеми
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный проект
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Возраст детей: 5-6 лет.
Материально-технические ресурсы: картотека методического материала по лексическим тетмам, картон, клей, цветная бумага, картинки по лексическим темам, карандаши, фломастеры, тесьма, скотч, ножницы, принтер, рисунки детей, игры по лексическим темам.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (январь-февраль)
Задачи:
- Изучение научно-методической литературы по использованию лепбука для развития связной речи детей.
- Изучение опыта работы по использованию лепбука в ДОУ.
- Подбор и создание дидактических пособий (подбор материала к лексическим темам).
- Начальная диагностика.
- Основной (март - апрель)
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Обогащение предметно - развивающей среды.
Формы работы : Индивидуальное консультирование родителей по содержанию лэпбуков (подбор информации)
- Создание лэпбуков детьми с родителями в домашних условиях
- Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности
- Заключительный (Май)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение и распространение полученных результатов.
- Представление опыта работы с лепбуком для педагогов на педагогическом совете.
приоритетная образовательная область - речевое развитие
Этапы реализации |
Формы работы |
Задачи |
Подготовительный этап: |
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей) по связной монологической речи детей. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей) по познавательной активности детей. Изучение материалов по изготовлению и применению лэпбука Консультация для родителей «Развитие связной речи ребенка» Родительское собрание: сообщение «Лэпбук, как средство развития речи детей» Мастер-класс для родителей по изготовлению лэпбука Беседы, наблюдения за детьми |
выявить степень сформированности развития связной речи выявить степень сформированности познавательной активности у детей повышение компетентности педагогов познакомить с результатами обследования повышение уровня компетентности родителей в работе над связной речью ребенка познакомить родителей с техникой изготовления с целью выявления интереса к определенной теме |
Основной этап: |
Индивидуальное консультирование родителей по содержанию лэпбуков (подбор информации) Создание лэпбуков детьми с родителями в домашних условиях Выставка «Мой лэпбук» для детей и родителей группы Презентации лэпбуков детьми для сверстников. Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию развернуть Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности |
познакомить родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей. повышение творческого потенциала, объединение семей в работе над общим замыслом, повышение доверительных отношений в семье, понимание значимости каждого участника процесса обмен творческими находками, опытом создания лэпбуков развивать умение излагать материал в соответствии с содержанием, опыт индивидуальных публичных выступлений использование пособий в образовательной деятельности формирование коммуникативных самостоятельной деятельности детей умений, связной речи, познавательного интереса. |
Заключительный этап: (май) |
Интернет собрание для родителей «Презентация видео сюжетов детьми – Мой лэпбук» Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей) по связной речи и познавательной активности у детей на конец проекта (анализ результатов), выводы Выступление на педсовете ДОУ с темой проекта |
обобщение опыта по работе над связной речью при помощи лэпбука. Получение отзывов родителей о новой форме работы. выявить степень сформированности развития связной речи и познавательной активности у детей распространение опыта работы в ДОУ |
Ожидаемые результаты по проекту:
- Повышение уровня развития связной речи через работу с лэпбуком;
- Повышение познавательной активности у дошкольников в процессе ..;
- Создание тесных, дружеских отношений между всеми участниками проекта;
- Пополнение методической копилки по лексическим темам;
- Получение положительных эмоций у участников проекта при презентации своих работ.
- улучшение уровеня развития связной монологической речи;
- повышение познавательной активности;
- преобретение навыков публичного выступления и логического
- готовые развивающие пособия, созданные своими руками.
- осознание индивидуальности, потребностей и интересов своего
- тесное взаимодействие со своим ребенком при работе над проектом;
- развитие творческого потенциала родителей.
- обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка;
- эффективное средство личностно-ориентированного взаимодействия
- применение ИКТ технологий в работе с родителями и детьми;
- пополнение методической копилки по лексическим темам.
Список используемой литературы
- Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.
- Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Пермский педагогический журнал. №7/2015: научно-практический рецензируемый журнал//ред. кол.: А.К.Колесников (глав. ред.), Л. В. Коломийченко (зам. глав. ред.) и [др.]; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.-Пермь, 2015. – 161 с.
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.- 164 с.
- Колотовкина Л. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-fgos.html.