Проект
Огонь – наш лучший друг и злейший враг
Иванова Юлия Александровна
Вид проекта: информационно-познавательный, творческийПродолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта – систематизация и углубление знаний дошкольников о возможных причинах возникновения пожара, профилактических мерах по его предотвращению, формирование навыков правильных действий в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
-расширение и уточнение знаний детей о профессии пожарного, средствах и способах пожаротушения
-углубление, систематизация и закрепление знаний детей о причинах возникновения пожаров и правилах поведения при их возникновении
-обучение детей правильному поведению в экстремальных и критических ситуациях, умению быстро оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления
-формирование чувства ответственности за собственные поступки
-формирование навыков безопасного обращения с огнеопасными предметами и бытовыми приборами
-воспитание чувства осторожности и самосохранения, а также уверенности в собственных силах
-привлечение внимания родителей воспитанников к проблеме пожарной безопасности, вовлечение их в образовательный процесс детского сада
-распространение педагогических знаний о правилах соблюдения пожарной безопасности среди родителей и законных представителей воспитанников
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и специалисты ДОУ, родители/законные представители воспитанников
Актуальность проекта
По данным статистики МЧС в 2020 году на территории Российской Федерации произошло порядка 439 100 пожаров, унесших жизнь 8262 человек, среди которых 355 детей. Более половины случаев возгорания произошли в многоквартирных и частных домах по прямой или косвенной вине человека, часто – из-за шалости или неосторожного обращения детей с огнём. Проанализировав ряд происшествий, связанных с поведением детей во время задымления или возгорания помещения, можно сделать вывод, что в экстремальных ситуациях дети инстинктивно прячутся в укромные места вместо того, чтобы звать на помощь и покинуть горящее здание. В результате чего число детей, пострадавших в результате пожара, значительно возрастает.
Такая острая проблема возникновения бытовых пожаров вследствие шалости детей и неосознанности ими опасностей, подстерегающих при неосторожном обращении с огнем, требует четких действий со стороны взрослых. Необходимо проводить с детьми целенаправленную и систематическую работу по формированию у них сознательного, ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для воспитания у детей чувства опасности перед огнем, овладения навыками безопасного обращения с ним, а также получения знаний по предупреждению возгораний и правильному поведению в экстремальных ситуациях.
Основной задачей родителей и педагогов дошкольного учреждения является охрана физиологического и психологического здоровья детей и развитие понимания детьми основ безопасности жизни и здоровья. Детскому саду и родителям необходимо объединить усилия для эффективной и целенаправленной работы над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения и предотвращения возможных трагических случаев.
Данный проект посвящен актуальной проблеме: дошкольники обладают недостаточными знаниями о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, о причинах возникновения пожаров и правильном поведении во время возгорания и задымления помещения.
Ожидаемые результаты проекта:
-повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности
-овладение воспитанниками навыками эффективных и последовательных действий во время задымления и/или возгорания помещения
-формирование осознанного соблюдения правил пожарной безопасности
-разработка и внедрение в педагогический образовательный процесс дидактических игр, индивидуальных и групповых бесед, практических занятий и досугов, соответствующих теме
-вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ
Ресурсы:
Методическая база: пособия, дидактический материал, картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Кадровое обеспечение: воспитатели, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Технические и материальные ресурсы: ноутбук, выход в интернет, магнитофон, столы, стулья, канцелярские принадлежности: листы бумаги А4, краски (акварель/гуашь), цветные карандаши, восковые мелки, пластилин.
Для достижения поставленных целей и задач проекта использовались следующие направления работы:
-непосредственно образовательная деятельность по соответствующей теме
-индивидуальные и групповые беседы, рассказ воспитателя с обсуждением
-просмотр тематических мультфильмов
-практические занятия
-восприятие тематической художественной литературы
-дидактические и настольно-печатные игры
-досуги
Проект включает в себя три этапа:
Этапы реализации проекта
Этап | Проводимое мероприятие | Сроки | Задачи мероприятия |
Подготовительный | Составление плана работы по проекту пожарной безопасности | 24.02 – 26.02.2021 | Разработка целенаправленных мероприятий по обучению пожарной безопасности дошкольников |
Анкетирование родителей с целью определения их отношения к проблеме проекта | 24.02 – 26.02.2021 | Определить отношение родителей к данной проблеме, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ | |
Ознакомление родителей воспитанников с содержанием и целью проекта | 24.02 – 26.02.2021 | Привлечение родителей воспитанников к участию в проекте, вовлечение в образовательный процесс ДОУ | |
Привлечение педагогов ДОУ и родителей к подборке материала по пожарной безопасности | 01.03 – 05.03.2021 | Подбор необходимого материала и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса | |
Подбор детской художественной литературы для чтения детям, методических материалов, дидактических пособий и наглядного материала | 24.02 – 26.02.2021 | ||
Создание развивающих презентаций по пожарной безопасности | 01.03 – 05.03.2021 | ||
Проведение бесед с детьми о правилах пожарной безопасности | 01.03 – 03.03.2021 | Уточнение представлений о пожарной безопасности и сохранении жизни человека | |
Обработка полученных результатов | 01.03 – 05.03.2021 | Выявление уровня знаний детей о правилах пожарной безопасности | |
Основной | Проведение родительского собрания «Пожарная безопасность детей» | 10.03.2021 | Повышение родительской компетенции по данному вопросу |
Привлечение родителей к совместному с детьми участию в выставке творческих работ «Огонь – друг и враг человека» | 05.03 – 10.03.2021 | Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ | |
Игровой досуг «Юные друзья пожарных» | 15.03.2021 | Закреплять знания детей о пользе и вреде огня; прививать навыки осторожного обращения с огнем | |
Консультации «Бытовая безопасность детей», «Безопасный Новый Год», «Расскажите детям о пожарной безопасности», «Опасные игры», «Один дома» | В течение всего проекта | Привлечение внимания родителей к проблеме пожарной безопасности детей | |
Папки-передвижки «Все о пожаре», «Огонь – друг человека», «Первичные средства пожаротушения», «Практические рекомендации по действиям людей при пожаре», «Пожарная безопасность» | В течение всего проекта | Повышение компетенции родителей по вопросам пожарной безопасности | |
Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Сложи картинку», «Кому что нужно для работы?», «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», «Хорошо – плохо», «Что нужно при пожаре?», «Собери пожарную машину» Настольные игры: «Огонь ошибок не прощает», Лото – «Пожарная безопасность», Домино-ассоциации «Юный пожарный», «Ходилка – бродилка «Основы пожарной безопасности»» Подвижные игры: «Огненный дракон», «Потуши пожар», «Огонь и вода» Сюжетно-ролевые игры: «Служба спасения» |
01.03.2021 – 02.04.2021 | Формирование представлений детей о причинах возникновения пожара, полезных и вредных свойствах огня, опасных ситуациях во время пожара; Развитие умения правильно вести себя в чрезвычайной ситуации; Воспитание чувства ответственности; Закрепление знаний о предметах, способных вызвать пожар; Формирование знаний детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования; Развитие памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики. |
|
Выставки творческих работ воспитанников «Причины пожаров», «Огонь – друг и враг человека» | 15.03 – 19.03.2021 |
Развитие творческих способностей воспитанников; закрепление знаний детей об огне и способах пожаротушения | |
Рисование «Кошкин дом», «Берегите лес от пожара», «Спички – детям не игрушка», «Пожарный номер – 01» | 05.03.2021 12.03.2021 19.03.2021 26.03.2021 |
Развитие творческих способностей воспитанников; вызвать желание соблюдать правила пожарной безопасности | |
Конструирование «Пожарная часть», «Пожарная машина» |
10.03.2021 24.03.2021 |
Расширение и углубление знаний детей о труде пожарных, развитие навыков конструирования | |
Аппликация «Осторожно, пожар!» | 18.03.2021 | Формирование у детей представлений о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности | |
Изготовление атрибутов и костюмов для сюжетно-ролевых игр и тематических занятий | 01.03.2021 – 02.04.2021 | Пополнение предметно – развивающей среды группы | |
Изготовление макетов пожарной машины, пожарного щита | 01.03.2021 – 02.04.2021 | Пополнение развивающего уголка пожарной безопасности в группе | |
Ознакомление с художественной литературой: Бианки В. «Береги лес!» («Лесная газета») Волынский Т. «Кошкин дом» Гальченко В. «Приключение пожарного» Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке» Жигулин А. «Пожары» Житков Б. «Пожар», «Пожар в море», «Первая тревога» Ильин Е. «Солнечный факел» Иоселиани О. «Пожарная команда» Куклин Л. «Сталевар. Кузнец. Пожарный» Маршак С. Я. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» Михалков С. В. «Дядя Степа» Новочихин Е. «01», «Спички» Пермяк Е. «Как огонь воду замуж взял», «Огонь - опасная игра», «От костра до котла» Поликутин Е. «Антошка» Тарабукин И. «Андрейкино дежурство» Толстой Л. Н. «Пожарные собаки», «Пожар» Фетисова Т. «Куда спешат красные машины» Холин И. С. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» Хоринская Е. «Спичка-невеличка» Цыферов Г. М. «Жил на свете слонёнок» Чернышов Л. «Как Гриша - проказник испортил весь праздник» Чуковский К. И. «Путаница» Шевченко А. «Как ловили Уголька» Шефнер В. «Лесной пожар» Шим Э. «Дым в лесу» |
В течение всего проекта | Ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством восприятия художественной литературы | |
Беседы: «Правила бытовой пожарной безопасности», «Осторожно – электроприборы», «Спички детям не игрушка», «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой», «Огонь – друг или враг?», «Детские шалости с огнем» | 01.03.2021 – 05.03.2021 09.03.2021 – 12.03.2021 15.03.2021 – 19.03.2021 22.03.2021 – 26.03.2021 |
Закрепление представления детей об электроприборах и их пожароопасном потенциале. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности и алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях. Воспитание чувства осторожности и самосохранения. Воспитание в детях уверенности в своих силах, проведение профилактики страха перед огнем. Воспитание чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. |
|
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» | 09.03.2021 | Развитие умения связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; Обогащение и активизация словаря; Формирование таких личностных качеств как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду. |
|
Отгадывание загадок и чтение пословиц по теме | В течение всего проекта | Развитие умение анализировать народные пословицы и поговорки, обогащать словарный запас, речь, логическое мышление, умение группировать слова и явления; | |
Театрализация произведения С. Я. Маршака «Кошкин Дом» | 22.03.2021 | Обогащение словарного запаса детей, его активизация; Формирование у детей представления об основах безопасности жизни, в частности во время пожара, на примере поведения героев сказки С. М. Маршака «Кошкин дом»; Формирование умения действовать разумно и правильно в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром |
|
Спортивное развлечение «Пожарные на учениях» | 24.03.2021 | Обучение правилам поведения при пожаре; Закрепление знания детей о правилах пожарной безопасности, средствах пожаротушения; Формирование дисциплинированности, чувства долга; Развитие внимания, памяти, речи; Совершенствование физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, силы, смелости; Воспитание уважения к труду работников пожарной охраны. |
|
Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» | 02.04.2021 | Закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения при пожаре; Развитие уверенности в своих силах и чувства взаимопомощи. |
|
Просмотр мультфильма «Как это случилось?» (Союзмультфильм, 1973), «Кошкин Дом» (Союзмультфильм, 1958) | 10.03.2021 24.03.2021 |
Формирование представлений детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности | |
Совместное с родителями и детьми изготовление стенгазеты «С огнем шутки плохи» | 29.03.-02.04.2021 | Повышение уровня родительской компетенции по вопросам пожарной безопасности; вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ | |
Заключительный | Анализ и выявление результативности проведенных мероприятий | 29.03.-02.04.2021 | Подведение итогов по реализации заданий проекта по формированию у детей знаний о правилах пожарной безопасности в образовательной деятельности. |
Обработка полученных данных и определение дальнейших форм реализации проекта | 29.03.-02.04.2021 | Сбор полученного материала по результатам проведения проекта | |
Составление рекомендаций для родителей воспитанников | 29.03.-02.04.2021 | Повышение уровня родительской компетенции по вопросам пожарной безопасности | |
Оформление выставки творческих работ, плакатов, альбомов по пожарной безопасности | В течение всего проекта | Повышение художественно-эстетического уровня творческих работ на противопожарную тематику |
|
Оформление уголка пожарной безопасности в группе | В течение всего проекта | Формирование у дошкольников устойчивых навыков противопожарной безопасности |
Показатели эффективности деятельности по проекту:
-мотивационный рост изучения проблемы пожарной безопасности всеми участниками проекта;
-пополнение предметно-развивающей среды атрибутами, играми по противопожарной безопасности;
-наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности навыков пожарной безопасности;
-углубление и расширение знаний детей по правилам пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
-накопление практических, дидактических и методических материалов по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Критерии оценки эффективности проекта:
-диагностика уровня знаний о пожарной безопасности в сравнении до и после реализации проекта;
-анкетирование родителей в начале и после реализации проекта.
Продукт проектной деятельности:
-Оформление выставки творческих работ «Причины пожаров», «Огонь – друг и враг человека»
-Продуктивная деятельность: рисование - «Кошкин дом», «Берегите лес от пожара», «Спички – детям не игрушка», «Пожарный номер – 01»; конструирование - «Пожарная часть», «Пожарная машина»; аппликация «Осторожно, пожар!»
-Папки-передвижки для родителей по пожарной безопасности;
-Удостоверения, грамоты для детей «Юный пожарный»
-Совместное с родителями и воспитанниками изготовление стенгазеты «С огнём шутки плохи!»
-Памятки по противопожарной безопасности для детей и взрослых
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Данный проект может быть реализован в любых дошкольных образовательных организациях с целью формирования у детей представлений о правилах пожарной безопасности.