Конспект прогулки в средней группе
Здравствуй, осень золотая!
Батеко Галина Васильевна,
ГБДОУ детский сад №89
Приморского района Санкт-Петербурга
Цель: Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.ГБДОУ детский сад №89
Приморского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
• Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
• Развивать наблюдательность;
• Развивать игровые умения и навыки;
• Развивать умение работать в коллективе;
• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
• Воспитывать умение дружно играть.
Познавательное развитие
• Учить детей наблюдать за погодой;
• Учить называть сезонные изменения в природе;
• Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.
Речевое развитие
• Развивать речевые навыки;
Физическое развитие
• Развивать подвижность, двигательную активность.
Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские ведёрки, лопатки, веники, аудиозапись для музыкального сопровождения; лейка с водой для эксперимента.
Методические приёмы:
• художественное слово, загадка,
• дидактическая игра,
• беседа,
• экспериментирование,
• наблюдение,
• трудовая деятельность,
• индивидуальная работа по развитию движений;
• игры различной подвижности.
Предварительная работа:
• загадывание загадок;
• чтение художественной литературы;
• беседы об осени;
• спортивные игры и физические упражнения.
Место проведения: территория ДОУ.
Ход
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Воспитатель: Да, это осень.
Художественное слово:
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи.
- А кто из вас расскажет стихотворение об осени. (Дети рассказывают знакомые стихотворения)
Беседа:
- Ребята, какие приметы осени, вы знаете? (Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме).
Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная). Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
2. Дыхательное упражнение «Запахи природы»
Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
3. Экспериментальная деятельность «Почему опавшие листья шуршат?»
Цель: показать на примере опыта, почему шуршат сухие листья, развивать интерес к изучению окружающего мира, формировать умение делать выводы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья).
- Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят). Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
- Почему опавшие листья шуршат? Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. (намочить часть листьев и «пошуршать»).
4. Игра малой подвижности «Осенние листочки»
Цель: Побуждать детей выполнять движения, согласовывая с текстом; развивать ловкость и координацию движений.
Ход игры: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю. (Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.
Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад). На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.
5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
Воспитатель замечает на дереве кормушки.
Воспитатель: Что это, ребята? (кормушки)
- Для чего они нужны? (для подкормки птиц)
- Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)
- Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (становится холодно и голодно)
- Как называют таких птиц? (перелётные)
- Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами? (зимующие)
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.
6. Подвижная игра: «Перелёт птиц»
Цель: Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности птиц к изменениям в природе, явлениях природы.
Ход игры: На одной стороне участка находятся дети — птицы. На другой стороне — пособия, на которые можно взлететь — это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы полетели в теплые края!» - дети, размахивая руками как крыльями, разбегаются по всему участку, на сигнал: «Началась буря!»- птицы летят к возвышенностям (пособия). Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенностей и продолжают свой полет. Во время игры воспитатель в обязательном порядке страхует детей.
После игры воспитателю передают конверт с письмом
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.
“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться. Лесовик”
7. Трудовая деятельность.
Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы. Учить работать сообща, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание заботиться о птицах.
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки.
После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.
Воспитатель: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика! Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.
Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю, мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.
8. Самостоятельные игры детей с выносным материалом по интересам
Рисование мелом на асфальте, прыгание через скакалку, игры с песком, игры с мячом, с обручами, катание на велосипеде.
Выносной материал: ведерки, лопатки, мячи, обручи, кегли, велосипед, цветные мелки, песочные наборы.
9. Индивидуальная работа
«Птички раз! Птички два!».
Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой; развивать ловкость.
«По ровненькой дорожке»
Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком; развивать равновесие.
10. Рефлексия. Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось.