Маршрут выходного дня
Гаранина Анастасия Сергеевна,
воспитатель ОДОД ГБОУ школа № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
В связи с пандемией изменился темп жизни многих взрослых и детей. Люди предпочитают сидеть дома, избегая общественных мест и гостей. Это правильно, но всем скучно. Сейчас потихоньку снимают запреты музеи и можно подумать о восстановлении такой славной практики, как маршрут выходного дня.
Зачем это нужно? Для сплочения коллектива и взрослых и детей, для развития познавательных способностей, для формирования любви и уважения к своему городу, к окружающему миру. Несмотря на то, что некоторые дети находятся в детском саду в обществе друг друга по 9-10 часов, оказавшись в неформальной обстановке они получают возможность взглянуть друг на друга немного по-новому, иногда построить новые отношения с тем, с кем в группе не очень-то общался. Для родителей это важно, потому что дает возможность гарантировано провести полезные пару часов с ребенком в выходные и не думать о том, куда идти. Интересно понаблюдать за своим ребенком в группе: как общается, кто ему нравится. Полезно пообщаться с другими родителями, ведь общих тем несметное количество. Полезно для педагога, чтобы посмотреть на стиль общения своих воспитанников с родителями «не на бегу», в раздевалке, а в небольшом путешествии. Полезно для того, чтобы закрепить и расширить знания по лексической теме. Полезно, чтобы, как говорилось выше, почувствовать себя единой командой с родителями и детьми.
Как это сделать? Каждое правильное действие начинается с планирования. Когда создается проект комплексно-тематического планирования на следующий учебный год, стоит подумать, где можно назначать встречи родителям. В Санкт-Петербурге много разных музеев, где есть экскурсии для дошкольников. В то же время некоторые музеи не проводят экскурсии для детей младше 6 лет, что нужно учитывать. В помощь педагогу, составляющему расписание маршрутов выходного дня придет конечно личный опыт и интернет, с его сайтами музеев, отзывами, рекомендациями других педагогов. Важно, что, например, некоторые пожарные части проводят экскурсии у себя бесплатно и очень интересно. При планировании маршрутов стоит рассматривать все варианты.
В начале месяца стоит провести опрос среди родителей, насколько им интересен предлагаемый маршрут. Может оказаться, что большинство там были, но без экскурсии, или были и совсем не понравилось. Звонить и договариваться об экскурсии непосредственно в музей стоит недели за три.
Перед самым Днем Икс стоит повторить с детьми все правила безопасности, все «что делать, если..», обязательно кратко рассказать о том, куда идет группа и зачем. Можно подготовить листы с указанными ключевыми понятиями-картинками и попросить отмечать то, что детям встретится отметкой-смайликом (веселым, грустным, равнодушным)
Обязательно несколько раз обговорить с родителями место и время встречи иди выдать «памятку», в которой будет прописано куда, во сколько приходить, прилагаться схема проезда, может быть указан общественный транспорт.
Вот наступает день, когда родители приезжают к месту встречи и привозят своих ребят. Самое главное – не забыть телефон в день встречи! )) Если кто-то опаздывает, можно почти всегда договориться с билетёрами музея, чтобы опоздавших пропустили. Когда уже вошли в музей и до начала экскурсии нужно еще раз проговорить с ребятами (да и со взрослыми) правила поведения в музее. Почему не нельзя бегать, шуметь, трогать экспонаты руками. Что делать, если отстал или срочно захотел в туалет… Для взрослых будет полезна информация о том, можно ли фотографировать в музее, где находятся туалеты, нужно ли покидать музей сразу после экскурсии или можно еще побродить уже самостоятельно в обществе только своего ребенка.
Во время экскурсии воспитатель может побыть просто умным взрослым, который отвечает на простые вопросы, показывает что-то тем, кто не успел посмотреть вместе со всеми иди отвлекался, обращает внимание на какие-то яркие и необычные экспонаты, стараясь заинтересовать тех ребят, для кого экскурсия слишком непривычна, им трудно слушать экскурсовода. Воспитатель помогает сформулировать вопросы, если они возникают у детей, помогает так же и вовремя их задавать.
После окончания экскурсии воспитатель благодарит экскурсовода вместе с детьми. Очень интересно спросить у детей о том, что удивило или понравилось больше всего, что было известно из занятий в детском саду, что бы они хотели нарисовать дома про экскурсию, попросить принести рисунки в группу.
В следующие дни организовывается выставка детских работ про музей и коллаж с фотографиями. С ребятами еще раз обсуждается то, что они увидели и узнали. Так же полезно опросить родителей о том, понравился ли им маршрут. Можно подготовить для родителей небольшую консультацию-передвижку о других музеях и интересных местах, связанных с этой темой.
Каждый ребенок может вести «Альбом Великого Путешественника», где тоже можно делать зарисовки, вклеивать фотографии. Такой же большой может быть у всей группы в целом.
Как правило родители очень ценят такой формат взаимодействия с семьей. Для педагога он является одним из самых продуктивных со всех точек зрения. Бесценны и воспоминания детей, к которым можно возвращаться несколько раз. Общее «Помнишь, мы ходили… и видели…». Поэтому при наличии возможностей и желания очень рекомендую такой формат работы.
Приложение1
Список музеев Санкт-Петербурга, интересных для детей 2020 год.
4. Детский центр исторического воспитания
5. Планетарий общества «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области
8. Постоянная пожарно-техническая выставка им. Б.И. Кончаева
10. Центральный музей железнодорожного транспорта
11. Музей отечественного мостостроения
13. Центральный музей Октябрьской железной дороги
16. Музей Арктики и Антарктики
17. Музей завода им. В.Я. Климова
19. Центральный музей почвоведения
21. Музей советских игровых автоматов
22. Петровская акватория — исторический театр-макет
25. Музей Ретро Автомобилей (г. Зеленогорск)
28. Интерактивный музей-театр «Сказкин Дом»
29. Верфь исторического судостроения «Полтава»
31. Музей-выставка моделей из LEGO Game Brick
33. Музей-выставка Тело человека
35. Музей космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко
39. Русская деревня «Шуваловка»
40. Музей живой истории викингов
44. Детский этнографический центр
45. Галерея Третьякова (Музей открытки)
49. Музей-театр анимации «Тарабум»
52. Музейный центр «Новая ферма»