Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Пальчиковые игры как средство развития мелкой
моторики и речи у детей дошкольного возраста
Авраменко Елена Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ № 27
Для детей дошкольного возраста характерно недоразвитие мелкой моторики и речи, разработка комплекса пальчиковых игр и рекомендаций по их пременению позволят построить работу по развитию мелкой моторики и речи у детей. 
Необходимо :
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики;
рассмотреть теоретические проблемы развития речи детей раннего дошкольного возраста;
разработать рекомендации по использованию пальчиковых игр.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
Учеными было установлено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей,  подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. 
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе, дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...)
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период до 7 лет, когда кора больших полушариев еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта " глаза в глаза". Игры дают возможность " прочувствовать " свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.  Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
О  пользе пальчиковых игр в развитии детей. 
Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том ,чем полезны пальчиковые игры, как играть в них, а также об их видах.
" Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев."
В.А.Сухомлинский.
 
Сегодня  все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Пальчиковые игры - это своеобразная гимнастика, основной целью которой является развитие мелкой моторики ребенка. Такие занятия развивают ловкость,подвижность, интеллект малыша, а еще отлично поднимают настроение. Доказано, что дети, которые играют в пальчиковые игры, начинают быстрее ходить,разговаривать, писать и радовать родителей хорошей памятью.
Пальчиковые игры развивают умение ребенка подражать взрослым вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционировать внутренних органов организма. Например, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печень; средний кишечник, указательный - желудка, большой палец - активизируются  процессы головного мозга. 
В Китае распространены  упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжения, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают  жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
У самых разных народов пальчиковые игры было распространены издавна. Так и у нас в России, с самого раннего детства учим детей играть в "Ладушки", "Сорока- Белобока", Коза-рогатая". Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
Пальчиковые игры для самых маленьких.
У новорожденных детей ручки всегда сжаты в кулачки, и если  взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка "включается" хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие. 
Тренировать пальцы у ребенка можно уже с шести-семи месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги.  Поглаживать следует в направлении от кончиков в пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут. С 10-месяцев надо начинать развивать тонкие движения пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы. Ребенок может катать деревянные шарики различного  диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные  на резинку, собирать пирамидки, конструироватьиз кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы.  Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Помогайте малышу ловко манипулировать пальцами в повседневной жизни. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями- держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Ну и конечно, в этом возрасте уже играют с малышом в такие игры, как "сорока-белобока" и другие.
В настоящее время существует большое количество пальчиковых игр, например, игра "Сорока- белобока" имеет разные варианты.
Сорока-сорока,
Где была? - Далеко!
Кашку варила,
На стол становила.
На  крыльцо скакала, 
Гостей поджидала.
Этому кашки,
Этому малины,
Этому калины,
А этому шишок,
Шишок - под носок!
Он мальчик -мал,
Крупу не брал,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
И маленькому Сашке 
Недосталось кашки!
Шу-шу! Полетели,
На головку сели,
Песенки запели!

А вот другая концовка "Сороки":
Зачем дров не колол?
Знай наперед:
Воды не носил?
Здесь водичка холодненькая (поглаживаем ребенка по запястью)
Здесь тепленькая (поглаживаем по сгибу локтя)
Здесь -горяченькая(по плечу)
А здесь- кипяток, кипяток! (Щекочем ребенка)

Пальчиковые игры для детей постарше
С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например с пришитыми пуговицами разных размеров, и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или  с помощью приобретенных в магазинах пособий.  В этом возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два года подарите ребенку конструктор "Лего", хорошо если он станет другом вашему малышу на долгие годы. Дальше : знакомим ребенка с мозаикой- это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В три года "подружиться "надо с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш умеет показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам маленькое чадо научается правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь  правильно называть пальцы, с прикосновением, с показом у себя, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть "самостоятельным" и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развивать ловкость детских ручек должны взрослые. Им на помощь придут - пальчиковые игры. 
Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком "иллюстрирует" рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских обьятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игр- поглаживание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают комуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения  и самой игры. 
 Итак, пальчиковые игры способствуют:
  • Разитию координации движений;
  • развитию мелкой моторики, а значит и речи;
  • подготовке руки к письму;
  • расширение словарного запаса;
  • развитию внимания, памяти, воображения;
  • снятию эмоционального и умственного напряжения;
  • установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.
Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллекта. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из различных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу мягкого и твердого, жесткого и нежного, гладкого и шершавого. Но самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда "глаза в глаза", одобрительный улыбки мамы или бабушки.

КАК НАДО ИГРАТЬ С МАЛЫШОМ?
-Перед игрой кратко в доступной форме обьясните ребенку суть игры.
-Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.
-Не давайте малышу сразу большой обьем и много зхадач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день- достаточно.
-Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.
- Игра должна доставлять радость вам обоим.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и прелесть их  еще и  в том, что они мгновенно переключают внимание малыша  с капризов или нервозности на телесные ощущения - и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
Здравствуй, пальчик ,выходи,
На Юлю погляди.
Вот твоя ладошка- наклоняйся, крошка.
Вот твоя ладошка-поднимайся крошка.
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.
Вскоре вы заметите, как ребенок начнет "помогать" вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся "умнее", активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость.
Пальчиковые игры в быту.
Дайте газету, листы бумаги-пусть рвет(только следите ,чтобы в рот не брал мелкие кусочки);
Нанизать на крепкую нитку крупные пуговицы- пусть перебирает;
Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
Нарисуйте на пластиковых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получиться пальчиковый театр. 

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. 
Список литературы:
  1. ​Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1991.
  2. Васильева С.А.,Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. -М.: Школа-Пресс, 1999.-82 с.
  3. Выготский Л.С.Психология. -М.: Издательство ЭКСМО-Пресс,2000.-1008с.
  4. Гаврина С.Е.Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.-М.:Академия развития,1998.
  5. Забродина Л.В. Тесты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего возраста/Л.В.Забродина,Е.С.Ренизбрук.-М.:аст,2006.-159с.
  6. Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // ЛОГОПЕДИЯ.-2006.№3.-с.59-61
  7. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. -1984. -№ 1
  8. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание.-2006.-№ 4.- С. 105-112
  9. Савина Л.П. Пальчиковая  гимнастика для развития речи дошкольников. -М.аст,2004.
  10. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. -СПб.: Детство -пресс, 1999.-112 с.
  11. Хвостовцев А. Детки-непоседки: Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Практическое пособие. - Новосибирск.: Сиб.унив.изд-во, 2009.-48 с.
  12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -М.: "Изд-во "Институт практической психологии".





























































 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»