Соймина Галина Юрьевна
Концепция общероссийской системы оценки качества образования определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами:
- Образовательными программами.
- Образовательными организациями.
- Индивидуальными образовательными достижениями обучающихся.
Следовательно, последний элемент более значим в условиях инновационного подхода. Индивидуальные образовательные достижения – это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребёнка, это портфолио ребёнка.
Портфолио – это:
- Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка в определённый период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребёнок – родитель».
- Метод оценивания реальных достижений дошкольника: коллекция работ воспитанника, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определённой области.
- Своеобразная выставка работ ребёнка, задачей которой является отслеживание его личностного роста.
- Коллекция работ и результатов деятельности ребёнка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
- Инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.
Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Основной смысл портфолио – показать всё, на что способен ребёнок.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребёнка.
Портфолио ребёнка может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребёнка, так и способом развития его способностей. Существует ряд функций портфолио:
· диагностическая (фиксирует изменения, и рост за определённый период времени),
· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребёнка) и т.д.
Процесс создания портфолио является педагогической технологией.
Портфолио имеет свою структуру и состоит из разделов. Я предлагаю следующую структуру и содержание портфолио ребёнка, которое состоит из следующих разделов:
- Титульный лист (название дошкольного учреждения; фамилия, имя ребёнка; число, месяц и год рождения ребёнка; учебный год создания портфолио).
- Здравствуйте! Это я - …! (фотография ребёнка; рассказ, что означает имя ребёнка).
- Моя удивительная ладошка (рисунок ладошки).
- Моя семья (фото или рисунок; рассказ о семье).
- Дом, в котором я живу (фото или рисунок; рассказ).
- Мои друзья (фото или рисунок; рассказ).
- Мой детский сад (фото или рисунок; рассказ).
- Папа, мама, я – спортивная семья (фото или рисунок; рассказ).
- Моя любимая одежда (рисунки; рассказ).
- Я боюсь (рисунок; рассказ).
- Мир моих увлечений (рисунок, рассказ).
- Наш выходной день (фото или рисунок; рассказ).
- Мой родной город (фото или рисунки; рассказ).
- Я и мир природы (рисунок; рассказ).
- Какая(ой) я молодец! (грамоты за участие в каком-нибудь конкурсе и т.д.).
- Мои творческие работы. «Что я натворила(л)!» (детские работы, выполненные в детском саду).
Разделы с 2 по 14 совместная работа родителей и детей.