Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание у детей любви к родной природе

Мовчан Тамара Антоновна
Вы никогда не задавали себе вопрос, почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, вы  вспоминаете о них с теплотой и любовью… А живя там постоянно, с огромной любовью и гордостью рассказываете  о  неповторимой красоте, богатстве этих мест.
Что манит вас туда, где вы родились? Какая притягательная  сила хранится в тех местах, что окружали  с детства? Это, конечно же, любовь - любовь к отчему дому, родным местам, родному краю.  Любовь ко всему, что с ранних лет глубоко и прочно вошло в ваше сердце. 
Разве можно забыть тот весенний день!?
Ты идешь со школы домой, идешь не спеша, ни о чем не думая. Весеннее солнце светит так ярко, что глазам больно смотреть, а небо голубое-голубое, просто бездонное. Вокруг тебя огромные лужи воды от подтаявшего снега и проталины, на которых начинает пробиваться первая зелень.
И вдруг на одной из таких проталин ты видишь нежный и хрупкий цветок — цветок мать-мачехи, маленькое хрупкое «солнышко на ножке».
Ты замираешь от нечаянно увиденного чуда, и рука тянется, чтобы сорвать его, принести домой, подарить маме.
Но, осуществить задуманное не получилось, пока ты нес цветок домой, он завял. Огорчению нет предела! Но урок  получен -  ты никогда больше не будешь бездумно рвать цветы, ты захочешь сохранить эту красоту для других. 
Все эти чувства – радость, восторженность, любовь, огорчение, печаль  человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укрепились в нас, переросли  в понимание красоты цветка, поля, леса, природы; в любовь к родному краю, в любовь к своей Родине… 
 Поэтому очень многое зависит от того, что из тронувшего, коснувшегося детей однажды не покинет их никогда, останется в памяти навсегда.
Удивителен мир природы, встречает ребенка морем запахов и звуков, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, внимательно посмотреть, задуматься. 
Учить детей видеть красоту родного края, прививать  любовь к природе,  нужно с самого раннего возраста.
Гуляя с ребенком, обратите его внимание на разнообразие растений, их отличия по цвету, форме, размеру, величине.  Проходя  мимо дуба (а земля возле него усыпана бочоночками-желудями), остановитесь, не спешите. Посмотрите внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики — одни из них тоненькие, другие толстенькие…
А вот и кроха-гном!
Принесите желудь домой, сделайте поделку, приделайте желудю  ноги, разукрасьте лицо, и он улыбнется, станет другом вашему малышу.
Пофантазируйте вместе, сочините историю или сказку о дубе, желуде, расскажите ее вашему ребенку на ночь, продлите чудесные минуты общения с природой. 
    Проводя   наблюдения, экскурсии, беседуя с детьми о мире природы,  мы не должны  забывать  говорить о том, что лес, река, озеро, луг  это дом растений, животных, птиц, рыб. Они в нем хозяева, а мы только гости! 
   Отправляясь в очередную прогулку по лесу, напомните детям о том, что они в лесу только «гости»…Вспомните, расскажите о правилах поведения  в гостях!
   Войдя в рощу, остановитесь и скажите:
-«Здравствуй лес! Как чист и свеж твой воздух!»
Предложите детям послушать, о чем говорит лес.
- «Слышите шум ветра в кронах деревьев, шелест ветвей, голоса птиц?
Чтобы это все услышать, как себя нужно вести в лесу?»
-«Тихо! Не кричать! Не ломать ветки! Не сбивать ногами грибы! Не разорять муравейники!
-Гнездо на ветке – птичий дом!
-Не рвите  зря цветы! Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если все мы сорвем цветы - опустеют все поляны и не будет красоты».
Природу нужно беречь! 
Учить детей видеть красоту леса (поля, луга, парка) отвечая на вопросы детей, рассказывая о ней,  передавать в словах свои чувства, переживания от встречи с ним. Прощаясь с лесом, предложить детям оглядеться вокруг, постараться запомнить, что увидели и в дальнейшем сохранить в памяти. 
Красота  родной природы воспитывает красивого, доброго человека.
К. Д. Успенский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. Что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души. 
Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом мир вокруг себя. Пусть каждая прогулка, каждое соприкосновение с природой вызывает у него чувство удивления, радости, удовлетворения и полного счастья!  Делитесь с детьми своими знаниями,  учите любить  природу родных мест; учите детей (на личном примере) заботится о природе, беречь и охранять ее богатства. 
   Сбор ребенком природного материала — еще одного из интереснейших занятий.  И отличная возможность продуктивного общения детей и родителей, когда прогулка в парк или в лес превращается не в простое созерцание, а в увлекательное путешествие за знаниями.  Встречи с природой     будят  фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого и изобразительного творчества. 
 С прогулки дети приносят желуди, шишки, листья, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Перебирая, рассматривая, ощупывая собранный на прогулке природный материал, дети запоминают его форму, цвет, свойства.  Восторгаясь красотой осенних листьев, причудливой красотой цветов, гладкой поверхностью камня приобщаются к  миру прекрасного.Природный материал – кладовая для развития детского творчества... 
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. 
   Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких, уверенных, точных  действий, и если вначале такие навыки и умения у ребенка отсутствуют,  то довольно скоро, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, а пальцы гибкость.  Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. 
   Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка. Трудясь  над поделкой, ребенок думает, фантазирует, представляет, размышляет. В этом труде всегда есть новизна, творческий поиск, желание добиться результата. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитывает его характер. 
Не так-то просто сделать поделку, игрушку из природного материала...
И здесь на помощь ребенку приходит взрослый!
Под руководством взрослого, дети учатся устанавливать причину своей неудачи, учатся добиваться нужного результата. А преодолевая  ее,  приобретает такие качества, как терпение, целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Радость, испытываемая в процессе создания  игрушки, очень важны для общего развития ребенка.  Красивая поделка (результат  труда), окрыляет ребенка, побуждают его к созданию новых работ.  Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания у детей трудолюбия.
Так, при правильной организации творческого процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. 
Любуясь природой, гуляет по лесу, рассматривая  цветы, слушая рассказы взрослых, включаясь в практическую деятельность, ребенок  получает огромный багаж знаний, с которыми пойдет по жизни.
Но, самые главные знания, которые получит ребенок  это  -  любовь к природе родной  Земли,  бережное  отношение к природным богатствам страны, заботливое  отношение к природе родного края.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»