Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программа развития эмоционального интеллекта детей
старшего дошкольного возраста путем организации
внешнего (тренингового) воздействия

Кузнецова Марина Андреевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 19
Приморского района Санкт-Петербурга
 
         В последнее время активно изучается новое явление – эмоциональный интеллект [1]. Человек – существо эмоциональное, проявление его эмоциональности сталкивается с проявлением эмоциональности другого человека. Возникает проблема совместимости и соотношения этих эмоциональных реакций. На сегодняшний день развитие эмоционального интеллекта дошкольника является одной из актуальнейших для рассмотрения тем. Поскольку именно в этом возрасте ребенок является наиболее восприимчивым, то формирование его внутреннего эмоционального состояния важно осуществлять именно в этот период.
Понятие «эмоциональный интеллект»
         Эмоциональный интеллект – это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих [1]; [7]. Является составляющей обширной группы свойств личности и одним из факторов развития индивидуальности.
         Эмоциональный интеллект не содержит общие представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании эмоциональных состояний для решения проблем и регуляции поведения.
         В соответствии с подходами к пониманию эмоций и интеллекта понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:
         - способность действовать согласно с внутренней средой своих чувств и желаний;
         - способность управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;
         - способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления;
         - совокупность эмоциональных, личностных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;
         - эмоционально-интеллектуальная деятельность [9].
         Исходя из этих определений, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию эмоций, а также к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.
         Конечный продукт – принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл [2]. Эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции.
         С понятием «эмоциональный интеллект» тесно связано представление об «эмоциональной грамотности», т.е. целенаправленном повышении социальной и эмоциональной компетенции (особенно детей).
         Эмоциональный интеллект понимается как самомотивация, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать [9].
Эмоциональный интеллект
детей старшего дошкольного возраста
         Эмоциональный интеллект старшего дошкольного возраста определяется как готовность ребенка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем. Другими словами, эмоциональный интеллект для дошкольника – это готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности [6].
         К сожалению, эмоциональная жизнь ребенка и умение выстраивать взаимоотношения, как правило, вынесены за рамки организованного педагогического процесса, в том числе и в детском саду. В настоящее время воспитатели оказываются недостаточно готовыми к работе по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников. В результате его развитие подменяется развитием у детей морально-стереотипного поведения и недостаточным опытом своих переживаний. Это приводит к тому, что процесс выстраивания отношений с другими людьми у детей затрудняется и детские поведенческие нарушения остаются вне поля зрения воспитателя [6].
         Эмоциональный интеллект детей развивать необходимо. Это абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни (например, он отрицательно коррелирует с проблемным поведением, таким как агрессия и высокий уровень тревожности детей). Следствие развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций, возможность разобраться с причинами негативных эмоций, после чего оценить ситуацию и отреагировать на нее разумно.
         Повышение уровня эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте возможно путем организации внешнего (тренингового) воздействия.
Программа развития эмоционального интеллекта
детей старшего дошкольного возраста
Программа включает в себя 10 занятий – 25-30 минут каждое (содержание занятий программы представлено в Приложении 1).
Занятие 1. «Дружный коллектив» («Знакомство», «Речное путешествие», «Сороконожка»). Цель – возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность; научить детей взаимодействовать друг с другом. Ожидаемый результат – сплочение детского коллектива.
Занятие 2. «Дружба с эмоциями» («Эмоциональное знакомство», «Журналист»). Цель – развить способность понимать эмоциональное состояние людей; научить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики, пантомимики). Ожидаемый результат – расширение круга понимаемых эмоций; развитие возможности к самовыражению; снятие барьеров в общении.
Занятие 3. «Снятие напряжения» («Добрый призрак», «Дракон», «Белый свет»). Цель – научить в приемлемой форме выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции (агрессию, гнев и пр.). Ожидаемый результат – снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Занятие 4. «Взаимоотношения» («Добрая старушка», «Волшебное слово»). Цель – развитие умений чувствовать настроение окружающих, мотивы их поведения. Ожидаемый результат – развитие чувства эмпатии друг к другу.
Занятие 5. «Дружная команда» («Командир», «Башня»). Цель – развитие умения договариваться, работать в команде. Ожидаемый результат – развитие чувства коллективизма, умения действовать сообща.
Занятие 6. «Снижение агрессивности» («Дровосеки», «Хвост», «Чудо-слово». Цель – снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия. Ожидаемый результат – развитие умений детьми выплескивать агрессивную энергию в ходе игры.
Занятие 7. «Кусочек счастья» («Ласковое слово», «Подарки»). Цель – развитие межличностных отношений; повышение самооценки. Ожидаемый результат – развитие добрых чувств, эмоциональной сферы.
Занятие 8. «Время доброты» («Разгадай», «Дорогие люди»). Цель – формирование позитивного отношения к себе; развитие эмпатии, направленности на других. Ожидаемый результат – развитие доверия и взаимопонимания.
Занятие 9. «Забавы» («Обзывалки», «Драчуны», «Путаница»). Цель – снятие отрицательных эмоций; снижение агрессивности; развитие коммуникативных навыков. Ожидаемый результат – снижение агрессивности.
Занятие 10. «Взаимное доверие» («Движение», «Ниточка»). Цель – развитие коммуникативных навыков; чувства доверия друг к другу. Ожидаемый результат – укрепление эмоциональных контактов между детьми; снятие зажатости; ощущение себя в коллективе свободней и раскованней.
Список литературы
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. - №3. – с. 78-86.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001.- 312с.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 349 с.
4. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб: Речь, 2007. – 190 с.
5. Малахова А.Н. «Небесное путешествие»: программа игротерапии для дошкольников / А.Н. Малахова. – СПб: Речь, 2008. – 90 с.
6. Нгуен М.А Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / М.А. Нгуен // Культурно-историческая психология. – 2007. - №3. – с. 46-51.
7. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. - №4. – с. 3-26.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. – М.: Академия, 1999. – 249 с.
9. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 1997. - №4. – с. 20-27.
 
Приложение 1
Содержание занятий программы
Занятие 1. «Дружный коллектив»
«Знакомство». Все встают в широкий круг, ведущий показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов: один из игроков делает шаг вперед к центру круга; называет свое имя; показывает какие-то движения и жесты приветствия остальным; назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в кругу; все остальные игроки, по возможности точно, повторяют названное имя, стараясь имитировать интонацию и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий, стоящий рядом, игрок и так до конца круга [3].
«Речное путешествие». Участники встают в два длинных ряда, друг напротив друга. Это все вместе – вода одной реки. По реке плывут щепки. Первый ребенок – первая щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А вода плавно поможет руками щепке найти дорогу. Возможно щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Когда щепка проходит до конца реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая. Река будет блуждать по группе, пока все дети не проплывут [8].
«Сороконожка». Дети встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде «сороконожка» начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке и выполняет другие задания. Главная задача – не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» целой [4].
Занятие 2. «Дружба с эмоциями»
«Эмоциональное знакомство». Дети по очереди задумывают эмоцию и показывают ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию. Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким [3].
«Журналист». Воспитатель говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист берет у вас интервью и задает разные вопросы». Затем берет микрофон и, по очереди подходя к каждому ребенку, предлагает ответить на вопрос (когда люди смеются; что вы делаете, когда кто-то плачет, когда люди сердятся, обижаются, удивляются и пр.) [3].
Затем дети внимательно слушают и при помощи выразительных движений «иллюстрируют» стихотворение «Бывают чувства разные» (Бывают чувства разные: прекрасные, опасные, сердечные, забавные, сердитые и славные, веселые, печальные, игральные, молчальные. Попробуй улыбнуться, как клоун на манеже, и робко потянуться, как маленький подснежник. Попробуй рассердиться, как злющая оса. Попробуй удивиться, взглянув на небеса. Попробуй шею важно, как лебедь, выгибать – все скажут: «Он отважный!» и будут уважать!) [3].
Занятие 3. «Снятие напряжения»
«Добрый призрак». Воспитатель говорит: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых призраков. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнимать согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У!». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У!», если громко – будете пугать громко. Но помните, что мы добрые призраки и хотим только слегка пошутить» [4].
«Дракон». Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Важно, чтобы дети не отпускали друг друга и чтобы роли «головы» и «хвоста» выполнили все желающие [3].
«Белый свет». Воспитатель говорит: «Сядьте поудобнее и закройте глаза, 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже дышать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся более расслабленными. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами... Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза” [8].
Занятие 4. «Взаимоотношения»
«Добрая старушка». Игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузьмина. Необходимо выяснить, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений; от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относится к тебе [3].
«Волшебное слово». Участники, вместе с ведущим, встают в круг. Ведущий показывает разные движения, а играющие должны их повторять в том случае, если к показу добавлено слово «пожалуйста» [3].
Занятие 5. «Дружная команда»
«Командир». Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети их повторяют. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут водящими [3].
«Башня». Дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить башню. Дети по очереди ставят кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы башня не упала. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Воспитатель может вмешиваться только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно найти общий язык, преследуя игровую цель [3].
Занятие 6. «Снижение агрессивности»
«Дровосеки». Воспитатель говорит: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находится руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть «Ха!»». Для проведения игры можно разбиться на пары и попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди [4].
«Хвост». Выбираются два капитана команд. Сначала они выбирают себе по одному из играющих, подходят к нему и говорят: «Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если играющий согласен, то он пролезает между ног у капитана и встает сзади него, и берется за талию. Потом капитан с «хвостом» подходит к другому игроку и предлагает тоже самое. Выигрывает тот капитан, чей хвост оказывается длиннее [3].
«Чудо-слово». Воспитатель говорит: “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите чудо-слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться [8].
Занятие 7. «Кусочек счастья»
«Ласковое слово». Беседа на тему «Ласковые слова». Воспитатель спрашивает: какие ласковые слова ты знаешь, почему они называются ласковыми, когда их говорят, как и когда тебя называют ласково и пр. [5].
«Подарки». Беседа о подарках (какие бывают подарки; зачем они нужны; что ты чувствуешь, когда тебе дарят подарок и пр.). Далее дети рисуют цветы и дарят соседу со словами: «Это мой тебе подарок, ты возьми его на радость» [5].
Занятие 8. «Время доброты»
«Разгадай». Воспитатель предлагает детям догадаться, о ком он будет говорить. Дает описание внешности ребенка, подчеркивает позитивные черты. В роли ведущего могут выступать и сами дети [3].
«Дорогие люди». Воспитатель говорит: «У каждого есть самые дорогие люди – это наши родители! Мы их очень любим, и они нас тоже любят всем сердцем! Семья – это бесценное богатство! Расскажи о своем самом дорогом человеке: кто это, что ему нравится, когда он радуется, как ты его радуешь? Нарисуем ему красочный рисунок в подарок!» [5].
Занятие 9. «Забавы»
«Обзывалки». Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик. Обязательно предупредить детей, что нельзя обижаться, ведь это игра [3].
«Драчуны». Воспитатель говорит: «Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вздохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а может, и  не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?» [3].
«Путаница». Воспитатель говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте и за мной все повторяйте, что я вам сейчас скажу и при этом покажу!». Называя части тела, показывает их на себе. Дети повторяют. Затем начинает «путать» - называть одно, показывать другое. Дети должны заметить это и не повторять неверные движения [4].
Занятие 10. «Взаимное доверие»
«Движение». Дети встают в круг, ведущий в центре круга выполняет какие-нибудь движения в течении 10-15 секунд, остальные повторяют движения за ним. Далее ведущий меняется, и игра продолжается [3].
«Ниточка». Дети садятся в полукруг. Взрослый встает в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья [3].

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»