Детско-родительский клуб по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма
(методические рекомендации)
Скибина Светлана Евгеньевна,
методист структурного подразделения
"Отделение дошкольного образования"
ГБОУ СОШ № 376
Московского района Санкт-Петербурга
методист структурного подразделения
"Отделение дошкольного образования"
ГБОУ СОШ № 376
Московского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного ценностного мира природы, социума и человека, идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения. Главная задача воспитателей и родителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил дорожного движения, не исказив их содержание. Проблему, связанной с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания поведения детей на дороге между детским садом и семьей.
Родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет родителей, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, практически неоспорим, но нередко сами родители, на глазах у своих детей нарушают правила дорожного движения, и не задумываются, что ставят ребёнка перед выбором: как правильно – как учили родители или как поступают мама с папой сами.
Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания, обучения в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Родительский клуб является наиболее эффективным способом вовлечения семьи в жизнь детского сада. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Данная форма работы позволяет реализовать требования образовательного стандарта, сделать родителей участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении. Организовать совместную партнерскую, в том числе и игровую, форму деятельности взрослых с детьми и реализовать «культурные практики» ребенка.
Работа детско-родительского клуба дает возможность через культурные, семейные традиции заложить в маленьком человечке систему ценностей, которая будет служить точкой опоры во всей его дальнейшей жизни.
Исходя из этого, и родилась идея создания именно совместного родительского клуба с участием детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Данные методические рекомендации могут использоваться педагогами дошкольного образования для организации детско-родительских клубов и для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель работы клуба: объединение совместных усилий педагогов и родителей в формировании у детей навыков по соблюдению дорожных правил и безопасного поведения на дороге.
Задачи:
- Повышение родительской компетентности.
- Совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи.
- Активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
- Повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми.
Принципы взаимодействия с родителями:
- целенаправленность - привлечение всех участников клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
- плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
- дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
- сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
- доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий дошкольного учреждения и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
1.Проявление интереса родителей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве);
2.Возникновение дискуссий по инициативе родителей;
3.Привлечение опыта самих родителей;
4.Повышение активности родителей при посещении открытых мероприятий, анализе педагогических ситуаций.
В организации работы детско-родительского клуба можно использовать разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение опыта.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы детско-родительского клуба
Сентябрь
работы детско-родительского клуба
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1.Родительское собрание на тему: «Дети на дороге», с использованием ИКТ. 2.Организация встреч с инспектором ГИБДД. 3.Беседа «Высокая цена беспечности». 4.Консультация «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах». |
1.Деловая игра «Прогулка в вашей семье». 2. Опрос родителей «Правила дорожного движения». 3. Совместное создание предметно-развивающей среды. |
Наглядно - информационное | 1.Изготовление папки передвижки для родителей «Профилактика ДТП». 2.Памятка «Поведение на дороге». 3.Консультация в уголке для родителей «Дисциплина на улице залог – безопасности пешеходов». 4. Памятка «Как привить ребенку навыки безопасного поведения на улице». |
1.Фотовыставка «Мы изучаем ПДД». 2. Оформление информационных листов: «Хочу все знать!». |
Информационно-аналитическое | 1.Анкетирование родителей «Поведение на дороге». 2.Педагогическая библиотека для родителей. 3.Совместная проектная деятельность «Правила дорожного движения». 4. Оформление фотостенда: «Мы изучаем ПДД». |
1.Круглый стол с родителями «Как научить ребенка безопасности». |
Досуговое мероприятие | Развлечение «Красный, жёлтый, зелёный». | Викторина «Правила дорожного движения очень важны» |
Октябрь
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1.Показ занятия открытого занятия для родителей "Безопасное поведение детей на дорогах". 2.Консультация: «Улица глазами ребенка». 3. Папки передвижки для родителей «Правила дорожные детям знать положено». 4. Консультация «Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения». |
1.Совместное создание предметно-развивающей среды: «Правила дорожные верные, надежные». 2.Мастер-класс для родителей (Викторина - по Правилам дорожного движения). 3.Картотеки игр для дома. |
Наглядно - информационное | 1.Консультация в уголке для родителей «Азбука дорожного движения». 2.Памятка «Как научить ребенка наблюдать за дорогой». 3.Презентация «Учимся быть грамотными пешеходами». 4.Выставка детских рисунков «На чем бы ты хотел поехать». |
1.Выпуск тематической газеты на тему: «Мы изучаем правила дорожного движения». 2.Фоторепортаж «Мы – пешеходы». 3.Рекомендации для родителей «Информационные сайты по профилактике ДДТТ («Добрая дорога детства»)» |
Информационно-аналитическое | 1.Выставка поделок «В стране дорожных наук» | 1.Привлечение родителей к совместному творчеству: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы - пешеходы». |
Досуговое мероприятие | Развлечение «Азбука безопасности движения». | Спортивный досуг «Зелёный свет». |
Ноябрь
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1.Практический семинар «Обучение ПДД посредством игр». 2.Консультация «Дети берут пример с нас – взрослых». 3.Беседа «Правила перевозки детей в автомобиле». |
1.Акция по ПДД "Мы за жизнь по правилам". 2.Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». |
Наглядно - информационное | 1.Памятка «Обучение ребенка наблюдательности на улице». 2. Выпуск буклета «Движение-жизнь, когда по правилам». 3. Памятка для родителей-водителей «Правила перевозки детей в автомобиле». |
1.Информационная газета «Дорога безопасности». 2. Размещение материала по ПДД на сайте дошкольного отделения. |
Информационно-аналитическое | 1.Выставка детских рисунков «Светофор - мой друг!». | 1.Круглый стол «Азбука пешехода: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». |
Досуговое мероприятие | Развлечение «Дорожная Азбука». | КВН с родителями и детьми «Азбука дорожного движения нужна нам, как таблица умножения». |
Декабрь
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1.Родительское собрание на тему: «Ответственность взрослых – гарантия безопасности детей». 2. Консультации: «Ребенок и дорога». 3. Проектная деятельность «Мы изучаем правила дорожного движения». 4.Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет». |
1.Мастер – класс для родителей по теме: «Дидактические игры в обучении детей ПДД». 2.Буклет «Воспитываем грамотного пешехода». 3.Фотовыставка из семейных архивов «Мы за безопасное движение». |
Наглядно - информационное | 1.Папка – передвижка «Ребенок в автомобиле». 2. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными на дороге». 3. Выставка детских поделок «Мой друг - зелёный огонёк». |
1.Изготовление книжек малышек по ПДД. 2.Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД». |
Информационно-аналитическое | 1.Анкетирование родителей «Правила и безопасность дорожного движения». |
1. Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте». |
Досуговое мероприятие | Совместное с родителями развлечение «Правила движения знай и выполняй!». |
КВН для детей «Азбука безопасности». |
Январь
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1.Консультация для родителей «Ребенок на санках». 2. Презентация для родителей «Дорожные знаки». 3. Беседа с родителями «Правила дорожного движения для дошколят». 4.Родительский клуб «Правила дорожного движения». |
1.Мастер – класс изготовление «Светофора». 2.Выставка композиций совместных с родителями "Безопасность на дорогах". 3. Деловая игра «Соблюдайте ПДД, а иначе быть беде». |
Наглядно - информационное | 1.Консультация в уголке для родителей «Детский травматизм и меры его предупреждения». 2. Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта». 3. Папка-передвижка «Уроки светофорчика». |
1.Газета для родителей «Азбука безопасности», 2.Листовка – плакат «Знай правила дорожного движения». |
Информационно-аналитическое | 1. Выставка детских работ аппликация «Машины нашего города». |
1. Буклет «Маленький «мыслитель» и дорога». 2.Постер - консультация «Безопасность детей на дороге». |
Досуговое мероприятие | 1.Совместный с родителями праздник «Путешествие в страну дорожных знаков». |
Развлечение «В стране дорожных знаков». |
Февраль
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1.Консультация для родителей «Автокресло для ребенка». 2.Родительский форум «Улица полна неожиданностей». 3.Консультация «Обучение дошкольников правилам дорожного движения». |
1.Семейная гостиная «Знай и соблюдай Правила дорожного движения». 2. Просмотр видеофильма «Воспитываем грамотных пешеходов» 3. Мастер – класс «Фликер своими руками» |
Наглядно - информационное | 1.Памятка для родителей «Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов». 2. Презентация для родителей «Правила дорожного движения». 3.Консультация в уголке для родителей «Автомобиль. Дорога. Пешеход». |
1.Мастер-класс составление карты-схемы: моя улица. 2.Изготовление книжек малышек по ПДД. 3.Конкурс поделок совместного творчества «Мы за безопасность дорожного движения!» |
Информационно-аналитическое | 1. Конкурс детских рисунков «Машины нашего города». |
1.Листовка – плакат «Правила дорожного движения». 2.Буклет «Безопасность дорожного движения». |
Досуговое мероприятие | Развлечения по ПДД «В гостях у Светофора». |
Викторина с детьми «Знает вся моя семья, знаю ПДД и я». |
Март
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1. Консультация «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». 2.Презентация «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма в ДОУ и в семье». 3.Родительский форум по ПДД «Внимание, дорога!». |
1.Проведение акции по ПДД «Автокресло – детям!». 2. Мастер – класс составление карты-схемы: «Безопасный путь в детский сад». 3. Совместное создание и пополнение предметно-развивающей среды по ПДД. |
Наглядно - информационное | 1. Памятка «Приемы обучения ребенка навыкам безопасного поведения на дороге». 2. Консультация в уголке для родителей «Пешеходом быть наука». 3. Папка -передвижка для родителей «Дисциплина на улице –залог безопасности пешехода». |
1. Видео презентация «Правила дорожного движения для дошкольников». |
Информационно-аналитическое | 1.Анкетирование для родителей «Я и мой ребёнок на улице». |
1.Информационный лист «Нарушения правил дорожного движения». |
Досуговое мероприятие | Развлечение «Приключение автомобиля». | КВН по ПДД (совместно родители и дети). |
Апрель
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1.Консультация «Как научить ребенка наблюдать за дорогой». 2.Родительская конференция «Дисциплина на улице - залог безопасности». 3. Консультация «Опасности, подстерегающие вас летом». 4.Презентация «Знаки дорожного движения». |
1.Конкурс семейных творческих работ «Дорога и дети!». 2. Мастер – класс изготовление макета «Перекресток». |
Наглядно - информационное | 1.Буклет «Правила дорожного движения». 2.Памятка «Если Вы купили ребенку велосипед, ролики». 3.Консультация в уголке для родителей «Родители, будьте осмотрительнее!». |
1.Мастер-класс на тему: «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей». 2. Конкурс-выставка «Мы правила знаем и не нарушаем!». 3.Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД». |
Информационно-аналитическое | 1.Информационный лист «Ребенок на велосипеде». 2.Анкетирование «Роль семьи в обучении детей ПДД». 3.Беседа «Дорога безопасности». 4. Выставка детских рисунков «Транспорт». |
1. Буклет «Причины дорожно - транспортного травматизма». |
Досуговое мероприятие | Веселые соревнования «Мама, папа и я - лучшие пешеходы». |
Викторина по ПДД «Правила нужно знать». |
Май
Направление работы | Активные формы работы (традиционные) | Активные формы работы (нетрадиционные) |
Педагогическое просвещение | 1.Родительское собрание «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье». 2. Консультации для родителей по ПДД на сайте ДОУ. 3.Семинар-практикум для родителей детей подготовительной к школе группы «Создание маршрута первоклашки». |
1.Конкурс-выставка рисунков на асфальте «Дорожная безопасность». 2.Консультация – презентация для родителей «Детский дорожно-транспортный травматизм». |
Наглядно - информационное | 1.Советы по безопасности детей на дороге в летний период. 2.Памятка «Стикеры- будь заметней в темноте!». 3. Памятка для родителей о соблюдении правил дорожного движения. |
1. «Мастер-класс по созданию макета для изучения правил дорожного движения» 2.Выставка «Азбука безопасности». 3.Оформление информационных листов «Хочу все знать!». |
Информационно-аналитическое | 1.Беседа с родителями «Безопасная дорога». |
1. Постер - консультация «Правила соблюдать – беду миновать». 2.Круглый стол «Школа дорожных наук». |
Досуговое мероприятие | Развлечение «Мои друзья – дорожные знаки!». |
Спортивный досуг «Эстафета Зеленого огонька». |
Заключение
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в форме детско-родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Такая форма взаимодействия очень хорошо подходит и при работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В связи с последними изменениями в жизни людей, заседания детско-родительского клуба можно проводить в дистанционном формате. В этом случае возможно оказание родителям, имеющим детей дошкольного возраста, методической и консультативной помощи по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с использованием дистанционных технологий. Заседания клуба можно проводить в различных формах, а именно: в режиме онлайн, через интерактивные материалы или в рамках самостоятельной работы родителей с детьми на основе обратной связи через интернет-мессенджеры или социальные сети.
Для успешной учебно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Работа семейного клуба в целом имеет существенное значение для установления отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада, семьёй и детьми.