Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Детско-родительский клуб по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма

(методические рекомендации)
Скибина Светлана Евгеньевна,
методист структурного подразделения
"Отделение дошкольного образования"
ГБОУ СОШ № 376
Московского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного ценностного мира природы, социума и человека, идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения. Главная задача воспитателей и родителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил дорожного движения, не исказив их содержание. Проблему, связанной с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания поведения детей на дороге между детским садом и семьей.  
Родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет родителей, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, практически неоспорим, но нередко сами родители, на глазах у своих детей нарушают правила дорожного движения, и не задумываются, что ставят ребёнка перед выбором: как правильно – как учили родители или как поступают мама с папой сами.
Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания, обучения в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Родительский клуб является наиболее эффективным способом вовлечения семьи в жизнь детского сада. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.   Данная форма работы позволяет реализовать требования образовательного стандарта, сделать родителей участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении. Организовать совместную партнерскую, в том числе и игровую, форму деятельности взрослых с детьми и реализовать «культурные практики» ребенка.
Работа детско-родительского клуба дает возможность через культурные, семейные традиции заложить в маленьком человечке систему ценностей, которая будет служить точкой опоры во всей его дальнейшей жизни.
Исходя из этого, и родилась идея создания именно совместного родительского клуба с участием детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Данные методические рекомендации могут использоваться педагогами дошкольного образования для организации детско-родительских клубов и для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель работы клуба: объединение совместных усилий педагогов и родителей в формировании у детей навыков по соблюдению дорожных правил и безопасного поведения на дороге.
Задачи:
- Повышение родительской компетентности.
- Совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи.
- Активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
- Повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми.
 
Принципы взаимодействия с родителями:
  • целенаправленность - привлечение всех участников клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
  • плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
  • дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • индивидуального подхода -  учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  • сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
  • доброжелательность, открытость и  партнерство - объединение усилий дошкольного учреждения  и семьи  для наиболее эффективного взаимодействия.  
Критерии эффективности работы детско-родительского клуба:
1.Проявление интереса родителей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве);
2.Возникновение дискуссий по инициативе родителей;
3.Привлечение опыта самих родителей;
4.Повышение активности родителей при посещении открытых мероприятий, анализе педагогических ситуаций. 
В организации работы детско-родительского клуба можно использовать разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение опыта. 
 
 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы детско-родительского клуба 
Сентябрь
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1.Родительское собрание на тему: «Дети на дороге», с использованием ИКТ. 2.Организация встреч с инспектором ГИБДД.
3.Беседа «Высокая цена беспечности».
4.Консультация «Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах».
1.Деловая игра «Прогулка в вашей семье».
2. Опрос родителей «Правила дорожного движения».
3. Совместное создание предметно-развивающей среды.
Наглядно - информационное 1.Изготовление папки передвижки для родителей «Профилактика ДТП». 2.Памятка «Поведение на дороге».
3.Консультация в уголке для родителей «Дисциплина на улице залог – безопасности пешеходов».
4. Памятка «Как привить ребенку навыки безопасного поведения на улице».
1.Фотовыставка «Мы изучаем ПДД».
2. Оформление информационных листов: «Хочу все знать!».
Информационно-аналитическое 1.Анкетирование родителей «Поведение на дороге». 2.Педагогическая библиотека для родителей.
3.Совместная проектная деятельность «Правила дорожного движения».
4. Оформление фотостенда: «Мы изучаем ПДД».
1.Круглый стол с родителями «Как научить ребенка безопасности».
 
Досуговое мероприятие Развлечение «Красный, жёлтый, зелёный». Викторина «Правила дорожного движения очень важны»
 
Октябрь
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1.Показ занятия открытого занятия для родителей "Безопасное поведение детей на дорогах".
2.Консультация: «Улица глазами ребенка».
3. Папки передвижки для родителей «Правила дорожные детям знать положено».
 4. Консультация «Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения».
1.Совместное создание предметно-развивающей среды: «Правила дорожные верные, надежные».
2.Мастер-класс для родителей (Викторина - по Правилам дорожного движения). 3.Картотеки игр для дома.
Наглядно - информационное 1.Консультация в уголке для родителей «Азбука дорожного движения».
2.Памятка «Как научить ребенка наблюдать за дорогой».
3.Презентация «Учимся быть грамотными пешеходами». 4.Выставка детских рисунков «На чем бы ты хотел поехать».
1.Выпуск тематической газеты на тему: «Мы изучаем правила дорожного движения». 2.Фоторепортаж «Мы – пешеходы».
3.Рекомендации для родителей «Информационные сайты по профилактике ДДТТ («Добрая дорога детства»)»

 
Информационно-аналитическое 1.Выставка поделок «В стране дорожных наук» 1.Привлечение родителей к совместному творчеству: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы - пешеходы».
Досуговое мероприятие Развлечение «Азбука безопасности движения». Спортивный досуг «Зелёный свет».
 
Ноябрь
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1.Практический семинар «Обучение ПДД посредством игр».
 2.Консультация «Дети берут пример с нас – взрослых». 3.Беседа «Правила перевозки детей в автомобиле».
1.Акция по ПДД "Мы за жизнь по правилам".
2.Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

 
Наглядно - информационное 1.Памятка «Обучение ребенка наблюдательности на улице». 2. Выпуск буклета «Движение-жизнь, когда по правилам».
 3.  Памятка для родителей-водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
1.Информационная газета «Дорога безопасности».
2.  Размещение материала по ПДД на сайте дошкольного отделения.
Информационно-аналитическое 1.Выставка детских рисунков «Светофор - мой друг!». 1.Круглый стол «Азбука пешехода: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
Досуговое мероприятие Развлечение «Дорожная Азбука». КВН с родителями и детьми «Азбука дорожного движения нужна нам, как таблица умножения».
 
Декабрь
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1.Родительское собрание на тему: «Ответственность
взрослых – гарантия безопасности детей».
2. Консультации: «Ребенок и дорога».
3. Проектная деятельность «Мы изучаем правила дорожного движения».
4.Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».
1.Мастер – класс для родителей по теме:
«Дидактические игры в обучении детей ПДД».
2.Буклет «Воспитываем грамотного пешехода».
3.Фотовыставка из семейных архивов «Мы за безопасное движение».
Наглядно - информационное 1.Папка – передвижка «Ребенок в автомобиле».
2. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными
на дороге».
3. Выставка детских поделок «Мой друг - зелёный огонёк».
1.Изготовление книжек малышек по ПДД.
2.Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».
Информационно-аналитическое 1.Анкетирование родителей «Правила и безопасность
дорожного движения».
1. Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном
транспорте».

 
Досуговое мероприятие Совместное с родителями развлечение «Правила движения
знай и выполняй!».
КВН для детей «Азбука безопасности».
 
Январь
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1.Консультация для родителей «Ребенок на санках».
2. Презентация для родителей «Дорожные знаки».
3. Беседа с родителями «Правила дорожного движения для дошколят».
4.Родительский клуб «Правила дорожного движения».
1.Мастер – класс изготовление «Светофора».
2.Выставка композиций совместных с родителями "Безопасность на дорогах".
3. Деловая игра «Соблюдайте ПДД, а иначе быть беде».
Наглядно - информационное 1.Консультация в уголке для родителей «Детский
травматизм и меры его предупреждения».
2. Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта».
3. Папка-передвижка «Уроки светофорчика».
1.Газета для родителей «Азбука безопасности»,
2.Листовка – плакат «Знай правила дорожного движения».

 
Информационно-аналитическое 1. Выставка детских работ аппликация «Машины нашего
города».

 
1. Буклет «Маленький «мыслитель» и дорога».
2.Постер - консультация «Безопасность детей на дороге».
Досуговое мероприятие 1.Совместный с родителями праздник «Путешествие в
страну дорожных знаков».

 
Развлечение  «В
стране дорожных знаков».
 
Февраль
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1.Консультация для родителей «Автокресло для ребенка».
2.Родительский форум «Улица полна неожиданностей».
3.Консультация «Обучение дошкольников правилам
дорожного движения».
 

 
1.Семейная гостиная «Знай и соблюдай Правила дорожного движения».
2. Просмотр видеофильма «Воспитываем грамотных пешеходов»
3. Мастер – класс «Фликер своими руками»
 
 

 
Наглядно - информационное 1.Памятка для родителей «Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов».
2. Презентация для родителей «Правила дорожного
движения».
3.Консультация в уголке для родителей «Автомобиль.
Дорога. Пешеход».

 
1.Мастер-класс составление карты-схемы: моя улица.
2.Изготовление книжек малышек по ПДД.
3.Конкурс поделок совместного творчества «Мы за безопасность дорожного движения!»
Информационно-аналитическое 1. Конкурс детских рисунков
«Машины нашего города».

 
1.Листовка – плакат «Правила дорожного движения».
2.Буклет «Безопасность дорожного движения».
Досуговое мероприятие Развлечения по ПДД «В гостях у Светофора».
 
Викторина с детьми «Знает вся моя семья, знаю ПДД и я».
 
Март
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1. Консультация «Безопасные шаги на пути к безопасности
на дороге».
2.Презентация «Профилактика детского дорожно-
транспортного травматизма в ДОУ и в семье».
3.Родительский форум по ПДД «Внимание, дорога!».

 
1.Проведение акции по ПДД
«Автокресло – детям!».
2. Мастер – класс составление карты-схемы: «Безопасный путь в детский сад».
3. Совместное создание и пополнение предметно-развивающей среды по ПДД.
Наглядно - информационное 1. Памятка «Приемы обучения ребенка навыкам безопасного
поведения на дороге».
2. Консультация в уголке для родителей «Пешеходом быть
наука».
3. Папка -передвижка для родителей «Дисциплина на улице –залог безопасности пешехода».

 
1. Видео презентация «Правила дорожного движения для дошкольников».
 
Информационно-аналитическое 1.Анкетирование для родителей «Я и мой ребёнок на
улице».

 
1.Информационный лист
«Нарушения правил дорожного движения».
Досуговое мероприятие Развлечение «Приключение автомобиля». КВН по ПДД (совместно родители и дети).
 
Апрель
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1.Консультация «Как научить ребенка наблюдать за дорогой».
2.Родительская конференция «Дисциплина на улице - залог
безопасности».
3. Консультация «Опасности, подстерегающие вас летом».
4.Презентация «Знаки дорожного движения».

 
1.Конкурс семейных творческих работ «Дорога и дети!».
2. Мастер – класс изготовление макета
«Перекресток».

 
Наглядно - информационное 1.Буклет «Правила дорожного движения».
2.Памятка «Если Вы купили ребенку велосипед, ролики».
3.Консультация в уголке для родителей «Родители, будьте
осмотрительнее!».
 

 
1.Мастер-класс на тему: «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей».
2. Конкурс-выставка «Мы правила знаем и не нарушаем!».
3.Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».
Информационно-аналитическое 1.Информационный лист «Ребенок на велосипеде».
2.Анкетирование «Роль семьи в обучении детей ПДД».
3.Беседа «Дорога безопасности».
4. Выставка детских рисунков «Транспорт».

 
1. Буклет «Причины дорожно -
транспортного травматизма».

 
Досуговое мероприятие Веселые соревнования «Мама, папа и я - лучшие
пешеходы».

 
Викторина по ПДД «Правила нужно знать».
 
Май
Направление работы Активные формы работы (традиционные) Активные формы работы (нетрадиционные)
Педагогическое просвещение 1.Родительское собрание «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье».
2. Консультации для родителей по ПДД на сайте ДОУ.
3.Семинар-практикум для родителей детей
подготовительной к школе группы «Создание маршрута
первоклашки».
 

 
1.Конкурс-выставка рисунков на асфальте «Дорожная безопасность».
2.Консультация – презентация для родителей «Детский дорожно-транспортный травматизм».

 
Наглядно - информационное 1.Советы по безопасности детей на дороге в летний период.
2.Памятка «Стикеры- будь заметней в темноте!».
3. Памятка для родителей о соблюдении правил дорожного
движения.

 
1. «Мастер-класс по созданию макета для изучения правил дорожного движения»
2.Выставка «Азбука безопасности».
3.Оформление информационных листов
«Хочу все знать!».
Информационно-аналитическое 1.Беседа с родителями «Безопасная дорога».
 

 
1. Постер - консультация «Правила соблюдать – беду миновать».
2.Круглый стол «Школа дорожных наук».
Досуговое мероприятие Развлечение «Мои друзья – дорожные знаки!».
 
Спортивный досуг «Эстафета Зеленого огонька».

Заключение
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в форме детско-родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Такая форма взаимодействия очень хорошо подходит и при работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В связи с последними изменениями в жизни людей, заседания детско-родительского клуба можно проводить в дистанционном формате. В этом случае возможно оказание родителям, имеющим детей дошкольного возраста, методической и консультативной помощи по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с использованием дистанционных технологий. Заседания клуба можно проводить в различных формах, а именно: в режиме онлайн, через интерактивные материалы или в рамках самостоятельной работы родителей с детьми на основе обратной связи через интернет-мессенджеры или социальные сети.
Для успешной учебно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Работа семейного клуба в целом имеет существенное значение для установления отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада, семьёй и детьми.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»