Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Музыкально-ритмическое движение как синтетический,
универсальный вид деятельности детей дошкольников

Филиппова Людмила Николаевна
Музыкальное воспитание в работе с детьми дошкольного и школьного возраста давно выделилось в самостоятельный предмет. Однако не только в конкретной методике этой работы, но и в определении приоритетных ее задач и целей единая точка зрения до сих пор еще не выработана. Для очень многих цель музыкального воспитания—это воспитание музыкально грамотных слушателей, из числа которых можно отобрать наиболее одаренных для профессионального обучения. При таком подходе содержанием работы является приобретение навыков и знаний, которые понадобятся детям в дальнейшем профессиональном обучении. Таким образом, музыкальное воспитание дошкольников часто превращается в первый этап на пути музыканта-профессионала. Такой установке противостоит другая: музыкальное воспитание — это процесс развития не только как способность понять, но и глубоко переживать, чувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности. Методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку. Задача музыкально-ритмического движения — воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них потребность в ней, готовить будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней радость жизни. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих реакций в движении всего тела. Именно музыкально-ритмические движения воспитывают у детей творческую активность и воображение и создают условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. Очень важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития. Основной направленностью разрабатываемых программ является психологи-ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази-тельного ("музыкального") инструмента.. Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы "на себя", "на себя во взаимодействии с детьми" – вот первая отличительная особенность данных программ. Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в записи и при непосред-ственном, "живом" исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как сво-бодного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности. Третья особенность данных программ – это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточ¬ной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка. Другими словами, эти программы являются музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способ¬ности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Цель программ, разработанных в разделе музыкально-ритмического движения – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше дается детям гамма разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки. Другими словами, программы нацелены на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а их содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программ, практический материал могут варьироваться с учетом условий их использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них тако¬го материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сечено¬ва, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данных программ, сформулированы задачи обучения и воспитания детей:
I. Развитие музыкальности: • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на-строение и характер, понимать ее содержание; • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; • развитие музыкальной памяти. II. Развитие двигательных качеств и умений: • развитие ловкости, точности, координации движений; • развитие гибкости и пластичности; • воспитание выносливости, развитие силы; • формирование правильной осанки, красивой походки; • развитие умения ориентироваться в пространстве; • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
III. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: • развитие творческого воображения и фантазии; • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
IV. Развитие и тренировка психических процессов: • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: • воспитание умения сопереживать другим людям и животным; • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирова¬ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических дви-жений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, мне хочется рассмотреть детально ее особенности. Идя от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками необходимо уделять внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях. Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразитель-ность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение "оживлять" игровой пер-сонаж, животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные движения: общеразвивающие, основные, пля-совые. Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобре-тает более дифференцированный характер. Музыкально-ритмические композиции для старших детей также различаются по своей функциональной направленности и содержат разные типы двигательных упражнений. Развитие основных и общеразвивающих видов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества и умения, требует систематической работы, поэтому композиции, построенные на таких упражнениях, следует включать и в утреннюю зарядку, и в музыкальные и физкультурные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна. Такое многократное повторение позволяет детям "схватить" движение по показу, освоить его и автома¬тизировать. В процессе наблюдения на групповых занятиях необходимо определять тех детей, которым необходима индивидуальная помощь, и проводить с ними дополни¬тельные занятия. С самых первых занятий нужно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания музыки. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Используются различные методические приемы – это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступ¬ления и заключения, зрительные сигналы и т.д.). Важно обращать внимание детей на характер исполнения, "вхождение в образ", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Еще одна, не "музыкальная", но очень важная задача решается в процессе обучения движению – это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы – это объяснение педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства собственного достоинства, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения. Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают есте-ственно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются. В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ори-ентироваться в пространстве зала. При этом важно в начале дать детям возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах детям нужно помочь, лучше всего словом. Это может быть прямое указание (кому, где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение ("рассыпались горошком"). Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, свободно располагаться и становиться врассыпную – сложная задача, и для этого понадобится много времени (может, не один год) и терпения. Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой. Таким образом, формирование умения ориентироваться "на себе" (правая-ле¬вая рука, нога), "от себя" (направо, налево, вперед, назад) закладывается в младшем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы. Особое внимание хочется обратить на то, что музыка в данных программах является не фоном, не просто удобным ритмом, а средством приобщения детей к музыкальному искусству. От того, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Благодаря достижениям современной техники можно и нужно использовать фонограммы. Подбирая музыку, я стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. Как правило дети осваивают композиции в течение примерно 2-3 недель. При этом я не ставлю задачу добиться абсолютно точного и синхронного исполнения композиции. Дети двигаются кто как может, главное, чтобы с удовольствием и радостью. По мере повторения композиций в разных ситуациях можно ставить танцевальные композиции индивидуально или для группы детей, но теперь уже акцентируется качество. Такие композиции можно использовать на праздничных утренниках, в играх-драмматизациях, семейных праздниках, вечерах досугов используя, атрибутику и всевозможные элементы костюмов. Поскольку каждый педагог это творческая и уникальная личность, каждый использует один и тот же прием по-своему. Наиболее эффективной методикой будет та, которая внутренне принята самим педагогом, глубоко осмысленна, проанализирована, опробована на практике в работе с детьми. Я в свою очередь предлагаю собственные разработки музыкально-ритмических композиций. Ко мне в руки попал диск с замечательными песнями для детей композитора Дмитрия Воскресенского. Тексты песен и музыка настолько гармоничны и понятны детям, что при первом прослушивании возникает эмоциональный отклик у детей. Возникает непосредственное желание выразить эмоции посредством музыкально-ритмических движений.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»