Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами
(участниками коррекционно-педагогического процесса)
Кононова Анна Борисовна,
учитель-логопед высшей категории;
Дёмина Ирина Николаевна,
учитель-логопед высшей категории;
Юн Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед высшей категории
ГБДОУ № 81
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
-
Создание единого коррекционно-образовательного пространства;
-
Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
-
Повышение уровня подготовки специалистов;
-
Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
-
Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Таблица 1
Модель взаимодействия
субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развёртывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определённой последовательности.
Таблица 2
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР
Преемственность в планировании деятельности логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно чётко определены и разграничены.
Таблица 3
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Таблица 4
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Таблица 5
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Таблица 6
Система взаимодействия логопеда и руководителя по физкультуре
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Перечень литературных источников
-
Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
-
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
-
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
-
ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2000.
-
Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2007.
-
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
-
«Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи» / под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., 2002.
-
Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
-
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии». – СПб.: Образование, 1994г.
-
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, ‒ М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
-
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. ‒ М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи». – М., Профессиональное образование, 1993.
-
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
-
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
-
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез,
2009-2010.
-
Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
-
«Преодоление ОНР у дошкольников» / под ред. Волосовец Т.В. – М.: Творческий центр, 2007.
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
-
Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». – М.: Творческий центр, 2003.
-
Физкульт-привет в минутках и паузах. Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство пресс», - 2004.
-
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». – М., 1991.
-
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения и второй год обучения. – М.: Альфа, 1993.
-
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.