Использование мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного
возраста как наиболее эффективного метода развития памяти,
речи и других психических процессов
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 106
Невского района Санкт-Петербурга
не сможет скомбинировать и двух идей.
Вольтер
Человечество уже давно осознало, насколько важна хорошая память для успешной карьеры, для достижения высоких результатов во многих видах деятельности человека. Однако только в настоящее время развитие процессов памяти получило заслуженное внимание и с каждым годом приобретает все более широкую популярность. Именно совершенствование процессов памяти ставят во главе дальнейшего развития человечества.
Что же включает в себя понятие «память» и как ее можно эффективно развивать в дошкольном возрасте?
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения какой-либо информации. Человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Недаром весь процесс обучения детей должен строиться на интересе, который активизирует внимание и заставляет ребенка непроизвольно запоминать то, что он только что наблюдал. Одним из средств такого наблюдения, построенного на интересе, является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения с ее использованием – развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую популярность, т.к. становится актуальным.
Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом, которая невозможна без хорошо развитого воображения.
В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Именно образы (конкретных людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий) лежат в основе запоминания. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Использование образов (или ЭЙДОСОВ, как их называли древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической (образной) памяти. Отсюда и название одного из направлений психологии – эйдетизма, занимающегося развитием образной памяти. Эйдотехника помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
Таким образом, начиная с дошкольного возраста, для наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в мире фантазий и мечтаний.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и логического мышления, а также речи;
- отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);
- развитие воображения, смекалки, фантазии;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа (сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и связать все это в одно целое.
В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы.
Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы целиком.
Цели – развитие внимания, зрительной памяти.
На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить».
2 этап. «Оживление», т.е. превращение картинок-значков в конкретные образы (перекодирование информации).
Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи.
Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.
3 этап. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».
Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из предложенных в таблице картинок-значков (образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания.
4 этап. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля).
Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.
На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т.е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.
В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память, мыслительные и речевые процессы детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета (см. Приложение: мнемотаблица №1)
Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных стихотворений, потешек, загадок, чтении сказок, при беседах по лексическим темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами (см. Приложение: мнемотаблицы №2 - №10)
Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики и даже подвижных игр (см. Приложение: мнемотаблицы №11, №12)
Составляя каждую мнемотаблицу, мы очень хотели, чтобы она была полезна и интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат!