Инклюзивное образование
Жукова Елена Ивановна,
воспитатель детского сада № 27
Кировского района Санкт-Петербурга
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.воспитатель детского сада № 27
Кировского района Санкт-Петербурга
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.
Изменение представления общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации).
Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).
Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:
1) научно-методический совет ДОУ;
2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;
3) педагогический коллектив инклюзивной группы;
4) родительский комитет.
Инклюзивное образование строится на принципах:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
· Каждый человек способен чувствовать и думать.
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным.
· Все люди нуждаются друг в друге.
· Подлинное образование может осуществляться только в
контексте реальных взаимоотношений.
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может
быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации особенных детей. Некоторые из них, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Особенные дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.
Наш детский сад посещает небольшое количество детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. Работа с детьми начинается со второй младшей группы. Нашу группу посещает 5 детей с нарушением слуха. 1 мальчик и четыре девочки, у всех IV степень тугоухости. Трое слухопротезированные кохлеарными имплантантами, двое слуховыми аппаратами. Известно, что при работе со слабослышащими детьми важно создать благоприятные условия для восприятия речи. Мы стараемся говорить на уровне глаз или со стороны КИ, плавно, четко, несколько раз, простыми словами предварительно обратив на себя внимание. Во время занятий прибегаем к наглядно-методическим пособиям. Например: лепим яблоко, на столе лежит яблоко. Даже соблюдая все правила общения со слабослышащими детьми иногда сталкиваемся с определенными сложностями. У мальчика И. сохранный интеллект, внимателен (замечает даже мелочи), но при этом у него гипотонус - быстро устает, дизартрия – не формируется артикуляция даже бытового словаря без помощи логопеда (дефектолога). Девочки Е. – старательная, настроена на взрослого, мотивированная, но имеет темповую задержку психологического развития. Может воспроизвести длинную фразу из четырёх слов и не понять ни одного. Девочка Н. – часто болеющий ребёнок и поэтому сложно судить о речевом развитии, нет обратной связи. Трудности с вхождением в коммуникацию – мутизм, говорит только дома с мамой. Девочки К.и Л. – близнецы. Охотно вступают в контакт, хорошая динамика речевого развития, фразовая речь, но надо постоянно удерживать внимание. К этому всему ещё можно добавить и работу с родителями, которые заняты какой либо другой деятельностью и поэтому не всегда успевающие следовать рекомендациям специалистов.
Педагогами сада были проведены беседы с детьми о доброте, дружбе, милосердии, равенстве между детьми. Есть дети разные по внешнему виду, цвету волос и глаз, росту и особенностям телосложения. Есть дети здоровые и дети с ограниченными возможностями здоровья (плохо видят, слышат, не умеют ходить, плохо разговаривают). Воспитатели рассказывали детям о детях - инвалидах, которые живут рядом с нами (в детском саду, во дворе, мы их видим на улице) и, несмотря на недуги, живут и радуются жизни. Также были проведены беседы о спорте, параолимпийских играх и достижениях спортсменов. Читались произведения о хороших поступках, дружбе и доброте. В разных группах воспитателями были проведены игры на сплочение коллектива, бережное и внимательное отношение друг к другу.
Всё это способствует нравственному и духовному развитию детей, формированию атмосферы дружбы, уважения, взаимопонимания и поддержки в детском коллективе, формированию толерантного отношения к людям.
В России инклюзивное образование носит экспериментальный характер, по – этому имеет ряд недостатков. С одной стороны, инклюзивное образование является более развитой и эффективное системой образования и не только с особыми детьми, но и со здоровыми. Дошкольные учреждения дают основу формирования личности, учат взаимодействовать друг с другом, решать образовательные проблемы. Но с другой стороны без должного финансирования и поддержки со стороны государства невозможно выполнить поставленные задачи инклюзивного образования.
Литература:
- Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 – 170 с.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 143 с. : табл. - (Библиотека программы "От рождения до школы"
- Любавина, Н. В. Инклюзивное и интегрированное обучение для детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности [Текст] / Н. В. Любавина // Социологические исследования. - 2013. - № 9. - С. 64-69.
- Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду [Текст] / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 51-52.
- Архипова, Е. Ф. Программа "От рождения до школы" о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации ФГОС ДО в систему работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / Е. Ф. Архипова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 3. - С. 9-10.
- Афиногенова, Е. Особенный детский сад [Текст] / Е. Афиногенова // Культура здоровой жизни. - 2012. - № 2. - С. 28-29.
- Королева И.В. Кохлеарная Имплантация и дети. 2010 г.