Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическое пособие

Использование сказки для развития временных
представлений детей старшего дошкольного возраста

(рекомендации для воспитателей и родителей)
Кошелева Татьяна Николаевна,
воспитатель
Методическое пособие «Использование сказки для развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста» /Составитель: Кошелева Т.Н., Методическое пособие по использованию сказок для развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста. В методическом пособии раскрыта методика использования сказок в развитии временных представлений детей старшего дошкольного возраста, подобраны сказки по темам «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Времена года», «Части суток» а также сделаны рекомендации для воспитателей и родителей по использованию пособия в совместной деятельности с детьми. Методическое пособие предназначено для воспитателей ДОУ, родителей. © Санкт-Петербург, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ВВЕДЕНИЕ 8
«СКАЗКА О ЧАСТЯХ СУТОК «ЧЕТЫРЕ ПРИНЦЕССЫ» автор: В. Юденко……………………………………………….16
«СКАЗКА О ДНЯХ НЕДЕЛИ» автор: Чеслав Янчарский 20
«КАК ЧАСТИ СУТОК ИГРАЛИ В ПРЯТКИ» автор: Е. Алябьева…………………………………………….........23
«ДНИ НЕДЕЛИ автор: М.Алехина………………………...........29
«СЕГОДНЯ, ЗАВТРА ИЛИ ВЧЕРА» русская народная сказка (обр. С.Маршак) 32 «КАК ПОССОРИЛИСЬ ВРЕМЕНА ГОДА» автор: Е. Алябьева…………………………………………….........35
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» русская народная сказка…………………...41
«СТАРИК-ГОДОВИК» автор В. Даль ………………………….48
«КАК ОСЛЕНОК ЛЯПА В ФУТБОЛ ИГРАЛ» авторы: Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. 50
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………59   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема развития временных представлений у детей дошкольного возраста в последнее время является достаточно важной. Несмотря на то, что жизнедеятельность детей изначально протекает во времени, представления о нем складываются у них достаточно поздно. Время не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. При этом существенным препятствием на пути становления опосредованного восприятия времени становится условный характер принятых в обществе словесных обозначений временных интервалов и отношений. С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" [19] и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. № 1155 [1], сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы образования населения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 48 п. 4) «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности». Проблема развития представлений детей о времени находит отражение в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО). В содержании ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Познавательное развитие» «…предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе и других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.)». Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р также подчеркивает важность формирования представлений о времени у дошкольников [16]. В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам методов эффективного обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучению, готовности к приобретению знаний, установлению связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающего мира. Проблема формирования временных представлений детей дошкольного возраста решается не только методистами современности, но и поэтами, авторами сказок, рассказов для детей дошкольного возраста и т. п. Например, Е. Шварцем «Сказка о потерянном времени», Е. Ильиным «Сказка про вчерашний день» и др. Учитывая актуальность математического образования в жизни ребенка дошкольника, данное пособие преследует цель: помочь воспитателям с подбором сказок для развития временных представлений детей дошкольного возраста. Задачи: • Познакомить воспитателей со сказками как средством развития временных представлений у детей. • Представить классификацию математических сказок по возрастным группам. • Предложить воспитателям возможные варианты использования сказок для развития временных представлений. Пособие может быть использовано не только воспитателями, но и родителями детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ Одна из ведущих задач познания временных отношений уже в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность ребенку обнаружить взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающего мира, в частности последовательности действий (событий) во времени. Время как объективная реальность харак¬теризует длительность и темп протекания реальных процессов, а также их последовательность. Дошкольный возраст – это начальный этап, на котором закладываются основы математического образования. И поэтому возникает потребность в разработке эффективных средств и методов формирования математических способностей у детей дошкольного возраста. В «Концепции» указывается на низкую мотивацию, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования, поэтому для развития интереса к математическим знаниям, детей надо мотивировать в желании узнавать что-то новое и развивать увлеченность процессом математического познания. Сказка – как наиболее любимый ребенком литературный жанр, являет-ся одним из лучших средств для мотивации устойчивого интереса к математике. Она обладает целым рядом положительных качеств, которые позволяют говорить о ней как об уникальном педагогическом ресурсе. Детей привлекают присущая сказке занимательность, неожиданные повороты событий, необычные персонажи. Вживаясь в сюжет сказки, ребенок как будто становится ее действующим лицом, переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, в то же время ребенок упражняется в решении целого ряда познавательных задач, учится рассуждать, логически мыслить. При этом повышается его познавательная активность, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности обучения. Ребенок непроизвольно и незаметно для себя усваивает необходимые представления. Абстрактные математические понятия, облечённые в образную форму, становятся доступными для детского мышления. Понимая значимость данного средства, целесообразно использовать сказочный жанр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что в настоящее время существует несколько подходов к использованию сказок в работе с детьми. Народные и авторские сказки как средство математического развития дошкольников, наряду с художественной ценностью несут в себе некоторые математические знания: «День и ночь», «Двенадцать месяцев», «Старик-годовик», «Дни недели» и др. Методика работы со сказками представляет собой сначала слушание сказки, а затем беседа с детьми, в ходе которой им задают вопросы математического содержания. Переработка уже известных народных и авторских сказок на новый лад (Э.Г. Гельфман, М.Ф. Моисеева, Н.С. Папкова, О. Сорокина, А.И. Федорова и др.). В них фактически сохраняются только герои и частично сюжеты любимых сказок. При этом главное их предназначение мотивировать детей на выполнение математических заданий, сохранение жанровых особенностей сказки уходит на второй план. Специальное создание авторских сказок, в ходе чтения которых целенаправленно формируются определенные математические представления. В их содержание включена информация и задания, которые требуют актуализации представлений детей о числах, форме и величине предметов, времени и пространстве и др. Отличительной особенностью авторских математических сказок является то, что осваиваемое содержание обычно включено в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны и для волшебных сказок: Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое математическое содержание [5]. При этом персонажи и ситуации сказок конструируются таким образом, что они ярко и доступно показывают содержащуюся в них математическую суть. Еще одной особенностью таких сказок является то, что в них используется прием олицетворения, когда математические символы становятся полноправными участниками событий. Геометрические фигуры, цифры, измерительные приборы и др. математические объекты становятся проводниками по сказке, активными персонажами, которые задают детям задания, мотивируют их выполнение [8, с. 99]. Математические, как и любые другие виды сказок, имеют определенную структуру: введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты; разрушение благополучия, т.е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами; восстановление этих отношений, связей и т.д. [6, с. 96]. Авторами таких сказок являются Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, В.Г. Житомирский. Л.А. Левинова, М.Ю. Стожарова, Л.Н. Шеврин и др. Познавательный ма¬териал сказки позволяет уточнить и углубить знания детей. По ходу чтения необходимо обсуждать прочитанное, задавать вопросы, обращаться к прак¬тическому опыту детей. Сказку целесообразно читать в два-три приема. После чтения можно предложить детям нарисовать. Обычно дети проявляют большой интерес к такого рода заданиям и охотно отображают в рисунках содержание сказки. Чтение можно повторить через два-три месяца. Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и особенностями в развитии. Как показывает опыт работы со сказкой на занятиях: • сказка не должна быть затянутой, рассчитана на 20- 25 минут, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени; • необходимо, что бы были изложены все основные события и решены все цели и поставленные задачи; • иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий; • иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке, при этом обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет являться ключевым элементом, притягивающим внимание и легко запоминающимся. Если математическая сказка будет отвечать всем этим требованиям, то она будет органично вбирать в себя все известные педагогические методы по развитию и воспитанию детей [18, с.3]. Таким образом, сказка представляет собой сложный и многогранный феномен, который позволяет решать различные педагогические задачи на занятиях по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста. Математическая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка целый удивительный мир – математических понятий, выполняет познавательную функцию, а так же учит навыкам самостоятельного логического мышления и умения составлять и сочинять сказки. Для формирования временных представлений у дошкольников используются различные виды сказок.
«СКАЗКА О ЧАСТЯХ СУТОК «ЧЕТЫРЕ ПРИНЦЕССЫ» автор: Валентина Юденко Цель: Закрепление имеющихся у детей представлений о частях суток, и представления о сутках в целом. Давным-давно, в одной сказочной стране на высокой, высокой горе в прекрасном замке жили четыре принцессы. Они были родными сестрами, но такими разными, что все вокруг только удивлялись. Одна принцесса любила тишину, ей нравилось часами сидеть у окна и смотреть на темное звездное небо, она любила все черное, одевалась в черные наряды. Вторая принцесса любила трудиться, она была отличной швеёй и всегда сшила платья только из нежно голубого шелка, так как голубой был ее самым любимым цветом. Третья принцесса была жизнерадостной танцовщицей, ее радовали светлые тона и белые нарядные одежды. А последней четвертой принцессе нравились спокойные игры, занятия, поэтому она часто брала краски, уходила в свою комнату и часами рисовала фиолетовые картины. Ее платья, костюмы всегда были фиолетового цвета. Сестры часто ссорились между собой, так как не могли найти общее занятие. Если третья принцесса радовалась ярким лучам солнца и весело танцевала, то первая, ворча, зашторивала окна и просила тишины. Четвертую принцессу раздражали звуки швейной машинки и голубой цвет, а вторую печалили черные одежды ее сестры. Долго бы это продолжалось, если бы не волшебник Сутки, который жил по соседству и наблюдал за ними каждый день. Волшебнику Сутки надоело смотреть на их ссоры, он призвал их к себе и сказал: «Вы достаточно ссорились, а сейчас я вас заколдую, и оживать вы будете по очереди. Первую принцессу я назову Ночь. Когда наступит твое владение, то все вокруг будет черным, все будут спать, отдыхать, только звезды на небе будут ярко светить. Следом за принцессой Ночь будет оживать принцесса Утро, в это время все будет голубого цвета, все будет пробуждаться к действию и движению. После будет оживать третья принцесса, ее имя День. Днем все становится белым, светлым, радостным, все начинает работать, петь, играть, танцевать. И последней будет Принцесса Вечер, она окутает все в фиолетовый цвет, все здесь затихает, успокаивается готовиться к отдыху и сну. А затем снова все пойдет по кругу. И так будет всегда!» Взмахнул волшебник своей палочкой и с тех пор принцессы оживали по одному друг за другом в четком порядке. Наступала черная Ночь, за ночью пробуждалось голубое Утро, за Утром наступал белый День, за Днем спокойный, тихий фиолетовый Вечер и опять за Вечером была Ночь и так все по кругу. И все остались довольны. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец![14]. Беседа по прочитанному. Примерные вопросы: - Кто может назвать части суток по порядку? - Что наступает после утра? - Что наступает после ночи? и т.д. - Как назвать утро, день, вечер, ночь вместе?
«СКАЗКА О ДНЯХ НЕДЕЛИ» автор: Чеслав Янчарский Цель: Закрепление названий и последовательности дней недели. — А теперь я расскажу вам сказку про дни недели, — сказал Ушастик и улыбнулся. — Посмотрим, кто из вас сможет перечислить все дни недели по порядку после того, как я кончу её рассказывать Жила-была мама-утка. Было у ней семеро детей: три уточки и четыре селезня. Дети были очень непослушные. Когда шли к роднику — напиться воды, они толкали друг друга, мутили чистую воду. Когда им давали есть, они набрасывались на еду все разом. Точно так же все происходило если они купались в речке: те, кто посильнее, отталкивали тех, кто послабей. Утята били крылышками, иногда доходило до драки. «Надо будет навести порядок, — подумала мама-утка — но как?» И ей пришла в голову вот какая мысль она дала своим утятам имена. Назывались они так же, как дни недели: Среда, Пятница и Суббота — три уточки, а селезни назывались: Понедельник, Вторник, Четверг и Воскресенье. Утка ставила своих ребятишек по порядку от Понедельника до Воскресенья, и велела им ходить друг за другом. Теперь у родника, у речки и за едой было тихо и спокойно. Уточка Пятница никогда не лезла вперёд своей сестрички Среды, она всегда шла послушно за Четвергом. Вторник не опережал Понедельника. Однажды Суббота захотела опередить Среду, сунулась было вперёд, но потом ей самой стало стыдно, что она могла так ошибиться. Хвалит мама своих детишек, радуется, что ей в голову пришла такая удачная мысль и что теперь нет у неё никаких хлопот. Шествует она впереди своего семейства, а за ней следом вышагивает старший сын Понедельник… Кто идёт дальше и в каком порядке, скажите теперь сами[17]. Беседа по прочитанному. Примерные вопросы: - Как назвала мама-утка своих детей? - Кто может назвать их по порядку? - Кто помнит как мама-утка назвала уточек? - Кто помнит как мама-утка назвала селезней?
«КАК ЧАСТИ СУТОК ИГРАЛИ В ПРЯТКИ» автор: Алябьева Елена Алексеевна Цель: Закрепление имеющихся у детей представлений о частях суток, и представления о сутках в целом. В одном царстве-государстве Времени жили-были очень долго, даже никто не знает, сколько лет, Сутки. Они правили этим царством. Вмещали они в себя двадцать четыре Часа, которыми строго управляли. Слугами поменьше были Минуты. У каждого Часа в подчинении их было шестьдесят. Но и Минуты нашли, кем управлять. У каждой Минуты было по шестьдесят слуг — Секунд. Вот какая огромная армия Времени! Но и это еще не все. Министрами в царстве Времени были части Суток — Утро, День, Вечер и Ночь. Они сменяли друг друга на страже Времени строго по порядку. Начинались Сутки с Утра, Утро сменял День, за Днем приходил Вечер, а заканчивались Сутки Ночью. И длилась вся эта смена двадцать четыре часа. Животные, растения и люди строили всю свою жизнь, ориентируясь на смену частей суток. Утром все живое просыпалось. Люди умывались, делали гимнастику, принимали душ, завтракали и шли по делам: взрослые — на работу, малыши — в детский сад, дети постарше — в школу. Растения умывались утренней росой, набирая влаги на целый день. Распускались бутоны цветов, которые закрывались на ночь. Листья и цветки ловили первые ласковые лучи солнца, грелись под ними после ночной прохлады. Животные просыпались после ночного сна, умывались, приводили в порядок свою шерсть или перья, отправлялись на охоту. Ночные животные забирались в свои дупла и норы, засыпали после ночной охоты. Днем люди активно работали, отдыхали, играли, путешествовали, обедали и делали многое другое. В это время суток они были бодрыми, у них было много сил для свершения разных дел. Растения росли и расцветали. Животные охотились или паслись, воспитывали своих детенышей. Вечером, когда рабочий день заканчивался, взрослые приходили с работы, дети — из детского сада, ужинали, отдыхали. Некоторые цветы летом закрывали свои цветки. Животные, ведущие дневной образ жизни, готовились ко сну, а ночные — к охоте. За день все уставали, поэтому вечер был спокойным и тихим. Всем нужен был отдых. Ночью и люди, и растения, и многие животные спали. Яркое солнце сменяла бледная луна да холодные звезды. Ночью все набирались сил для следующего дня. Так было, пока части Суток не решили поиграть в прятки. Им очень наскучило строго следовать друг за другом. Они устали от одного и того же порядка, повторяющегося каждый раз. Как-то Утро, пригласив всех к себе в гости, предложило: — Скучно что-то мы живем, друзья! Давайте поиграем в прятки. Тот, кто найдет спрятавшегося, будет отдыхать одни Сутки. А тот, кого найдут, будет за него работать. Несправедливо, что у нас совсем нет выходных! — Здорово! Мы согласны! — закричали День, Вечер и Ночь. — Только надо держать втайне наши планы. Решили играть Ночью, когда все спят и никто не помешает игре. Первыми водили Утро и День. Запрятался День в камыши на реке, ведь ночью там трудно кого-то увидеть. Искало, искало Утро, но так и не нашло оно День. Пришлось поработать за двоих. Забрезжил рассвет, солнце начало всходить, окрашивая облака в розовый цвет и лаская золотыми лучами все живое. От утренней прохлады люди немного поеживались. Роса покрыла все растения. Утро вступило в свои права. Все пробудились, сделали утренние дела и настроились на дневные. Но День не наступал и не наступал, а Утро все длилось и длилось. За Утром сразу пришел Вечер. Все пошло кувырком. Люди еще не вышли на работу, а надо было с нее уже уходить. Дети так и не попали в детский сад. Домашние животные, которые весь день пасутся на лугу, не наелись травы. Все были недовольны таким непорядком. Люди не понимали, почему после шести часов утра сразу наступило шесть часов вечера. Услышали Сутки, что люди возмущаются, стали разбираться. Попало всем! — Разве могут быть у Времени выходные?! — сердились Сутки. — Что будет, если время остановится? Таким недисциплинированным частям Суток не место в царстве Времени! — Простите нас, пожалуйста, — виновато хором сказали части Суток, — мы больше так не будем. Мы просто не подумали, что от нашей последовательности так много зависит. Больше в прятки мы играть не станем. Только не выгоняйте нас из царства Времени! — Хорошо, — уже более спокойно заговорили Сутки, — на этот раз мы вас простим. Но если это еще раз повторится, мы вас строго накажем. С Временем играть нельзя. Время — это очень серьезно. Его нельзя остановить ни на минуту, тем более — на целый День! Время надо беречь, потому что оно проходит и не возвращается. Нельзя вернуть прошлое. Успокоились части Суток и все пошло своим чередом [13]. Беседа по прочитанному. Примерные вопросы: - Кто может назвать части суток по порядку? - Какое время суток спряталось? - Что произошло после этого? «ДНИ НЕДЕЛИ» автор: Алехина Марина Цель: Дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели. Поспорили как-то дни недели-кто главнее? Понедельник начал кричать – Я-самый главный! Я-первый день, с меня неделя начинается! Вторник ему отвечает – Ничего подобного! Ты- первый день после выходных, людям еще отдохнуть хочется, а тут приходится кому в школу, кому на работу, а кому в детский сад идти! Недаром говорят – «Понедельник-день тяжелый!» Самый важный день недели – я, второй! В начале недели люди еще полны сил, а, поскольку, я второй день после выходных, а не первый, им уже не так тяжело работать и учиться! -Ну, уж, нет! – заявила среда. — Я — середина недели! Главнее меня-нет! Почему это ты — середина? – возмутился четверг. - В неделе — семь дней, ты- третий день, я – четвертый. Я тоже посередине! Но от меня ближе к выходным, поэтому, я — главный! Ну, уж если говорить о том, кто главнее, так это – последний рабочий день недели, пятый! – фыркнула пятница. — После меня начинаются выходные и люди, предвкушая их, с радостью встречают меня! -В том-то и дело, что все ждут выходных! – сказали в один голос суббота и воскресенье! -Но я — главнее, — подчеркнула суббота, — я — шестая, после меня еще один выходной, можно никуда не торопиться, отдыхать спокойно! Воскресенье вздохнуло – И о чем вы спорите, я не понимаю! Всем известно, что воскресенье — седьмой день недели и последний день, когда люди могут перед работой отдохнуть! Ясно же, что я- главнее всех! Тетушка Неделя смотрела на свои семь дней и улыбалась. -Дети, не ссорьтесь – проговорила, наконец, она. — Я – неделя, состою из всех вас — из семи дней! И каждый из вас по — своему важен потому, что если бы его не было, то и я была бы не полной! -А меня, меня забыли! – раздался чей-то голос. — Я — тоже главный, и я тоже хочу быть частью недели! -А ты кто такой? – спросили удивленно семь дней. Я – Май! Месяц май! -Э-э, нет, дружок! – засмеялась Тетушка Неделя. — Это семь дней – части одной недели! А ты – месяц, ты – совсем из другой сказки!!! Это ты состоишь из дней и недель! Беги скорее, вон год тебя дожидается! [13]. Беседа по прочитанному. Примерные вопросы: -А вы как думаете, прав месяц, что считает себя тоже частью недели? -Месяц- часть недели или часть года? -Из скольки дней состоит неделя? - Кто может их назвать по порядку?
«СЕГОДНЯ, ЗАВТРА ИЛИ ВЧЕРА» Русская народная сказка (обр. С.Маршака) Цель: Закрепление представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Жил человек бедный, не имел ни полушки медной. Ну, дошел человек до сумы! Стал просить он у черта взаймы: - Дай, нечистый, мне сотню-другую, Я на рынке денек поторгую и тебе твои деньги отдам, а барыш разделю пополам. Чуть он вымолвил слово "барыш", черт явился - хвостатый, как мышь, Черномазый, с кривыми рогами. Держит в лапах бумажник с деньгами, счеты, книгу, большой карандаш. - А когда, - говорит, - ты отдашь? - Завтра деньги отдам или душу. Верь, я клятвы своей не нарушу! Выдал черт ему сотню рублей, что-то в книге отметил своей и пропал, только ночь миновала, будто вовсе его не бывало. Вот пошел человек на базар, присмотрел подешевле товар, перепродал, но выручил мало и купил себе хлеба и сала. Рано утром проснулся бедняк, сала с хлебом поел натощак и заснул, подкрепившись немного. Глядь, нечистый стоит у порога и бормочет: - В положенный срок я пришел получить свой должок! - Нет, - бедняк говорит, - рановато за деньгами пришел ты, рогатый. Был назначен на завтра платеж, ты ж сегодня ко мне пристаешь! Черт смутился, помедлил, подумал и откланялся: завтра приду, мол! А под утро опять на порог просит денег иль душу в залог. - Нет, - должник отвечает сердито, понапрасну меня не буди ты. Деньги завтра я должен отдать, Ты ж сегодня приходишь опять!.. Иль не знают у вас в преисподней, Что не завтра сейчас, а сегодня? Вновь нечистый явился чуть свет, но услышал такой же ответ. Напоследок ему это дело, откровенно сказать, надоело. И решил он денек пропустить, а потом должника навестить. Рано утром явился он снова и прочел на дощечке кленовой, на столбе посредине двора: "Приходи за деньгами вчера!" Бедный черт почесал себе темя... Прозевал он платежное время! Вновь "сегодня" настало с утра, и уже не вернется "вчера"...[11]. Беседа по прочитанному. Примерные вопросы: - Кто помнит когда мужик обещал отдать деньги черту? - Когда черт пришел за деньгами, что ответил мужик? - Как вы думаете «вчера» можно вернуть?
«КАК ПОССОРИЛИСЬ ВРЕМЕНА ГОДА» Автор: Елена Алябьева Цель: Закрепление имеющихся у детей представлений о временах года, их последовательности и характерных признаков. Дружно жили на Земле Лето, Осень, Зима и Весна. Приходили они к людям строго по очереди. За Зимой всегда наступала Весна, за Весной — Лето, а за Летом — Осень. Времена года поделили весь год на четыре части, в каждой из которых поместилось по три месяца. Никто не был обижен. Заканчивался зимний месяц февраль, и сразу наступал весенний месяц март. Зима уходила в вечные льды Антарктиды, а красавица Весна начинала усиленно трудиться, пробуждая природу от зимнего сна. Но однажды Зиме показалось, что три месяца это маловато для ее царствования. Решила она задержаться, прихватить еще и месяц март. Намела снегов, нагнала мороза. Прилетели с юга птицы, а есть нечего, холодно. Назад не улетишь, далеко, сил не хватит. Стали они звать Весну. А она пробраться не может через снежные заносы. Стала Весна Солнышко просить: — Солнце ясное! Помоги мне. Не хочет Зима уходить. Погибнут птицы. Растопи льды и снега, разбуди природу! Услышало Солнце Весну, прибавило тепла. А Зима вьюгой заволокла все небо, не пробиться Солнцу. — Ах, ты так! — возмутилась Весна. — Тогда я пожалуюсь на тебя Лету. Оно своей жарой быстро тебя, Зима, прогонит. Выслушало Лето Весну, очень разозлилось: — Как же так! Сколько лет мы жили в мире и согласии. Почему Зима решила все разрушить?! Этого нельзя делать, потому что все в природе и жизни людей пойдет кувырком. Придется наказать захватчицу чужого времени! Включило Лето все свои печки, снега и льды сразу растаяли. Но произошло это так быстро, что реки вышли из берегов, и вода затопила все вокруг. Вода залила не только луга и поля, но и дома людей. Настоящее бедствие! И все из-за вредности Зимы. Из-за вмешательства Лета растения подумали, что весна уже прошла, а они не успели начать сокодвижение, выпустить листочки, зацвести. Поэтому они стали торопиться, насекомые не успели опылить цветущие растения и, как следствие, не завязались плоды. Дикие животные не понимали, когда же должны появиться их детеныши. Ведь к лету они уже подрастают, и родители начинают их воспитывать. Поэтому дети так и не появились на свет. Люди горевали о том, что вовремя не посеяли зерновые, и урожай пшеницы и ржи будет плохой. А Зима в это время уже убежала в свои вечные льды. Сидит там и боится, что все ее будут ругать. Только Весне этого делать некогда. Пришлось ей быстро наводить порядок. Жаль только, времени на это у нее осталось маловато, всего два месяца — апрель и май. Решила Весна немного времени прихватить у Лета, никак не успевает полноправно вступить в свои права. Попросила у Лета разрешения. Что поделаешь? Пришлось уступить ему месяц июнь. Вздохнула с облегчением Весна да день и ночь порядок наводить стала. Ждут люди, растения, животные настоящего Лета, а оно все не приходит и не приходит. Фруктовые плоды не завязались, овощи растут плохо, зерновые тоненькие, слабые. Даже трава на лугах не такая густая и сочная как всегда. Вода в водоемах холодная, купаться нельзя. — Плохое нынче Лето, холодное, — ругают Лето люди. Услыхало Лето, что его ругают, расстроилось: — Я же самое любимое время года! И все из-за вредной Зимы! Не буду с ней больше дружить! Придется у Осени в долг один месяц попросить. Пожалела Осень Лето, отдала весь сентябрь. Подумали все растения, что не надо готовиться к Зиме, стали цвести по второму разу. Белки и мыши не заготавливали корм на Зиму, медведи и бурундуки не нагуливали жир, не утеплили животные и свои жилища. А как Лето уступило место Осени, так все беды и проявились. Деревья не успели сбросить листья, а Зима прискакала из своей Антарктиды раньше времени. Снег лег прямо на листву. От такой тяжести поломались ветви деревьев. Дикие животные, которые на зиму не засыпают, остались без корма. Их ждала голодная зимовка. Это значит, что многие из них погибли от голода. Голодные медведи, не успевшие нагулять жир, проснулись зимой и стали опасными шатунами. Да много чего плохого случилось только потому, что времена года спутали свою смену. Решило Солнце, от которого зависит жизнь на Земле, собрать Годовой совет. Позвало на него все времена года. Долгий и серьезный был разговор. Зима чуть не растаяла от стыда. Но дала честное зимнее слово, что больше не будет нарушать порядок. С этого времени все пошло своим чередом. Только иногда кто-то из времен года немного нарушал порядок, шалил. Приходилось наказывать такого шалуна. Ведь жизнь всего живого на Земле зависела от четкой смены сезонов[13]. Беседа по прочитанному. Примерные вопросы: — О чем эта сказка? — О каких временах года в ней идет рассказ? — В какой последовательности времена года сменяют друг друга? — Какие месяцы взяли себе времена года? — Что случилось, когда Зима решила удлинить свое время? — Почему так важно, чтобы изменения в природе происходили последовательно? — Как жизнь на Земле зависит от Солнца? — Во всех ли странах на Земле можно увидеть четкую смену времен года? — Назовите основные приметы каждого времени года.
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» (Русская народная сказка) Цель: На примере сказки закреплять умения устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом). Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Съешь моего ржаного пирожка — скажу. — Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего лесного яблочка — скажу. — У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу. — У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: — Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает: — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: — Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала: — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!.. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. — Речка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… — Яблоня, матушка, спрячь меня! — Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли[11]. Беседа по прочитанному. Примерные вопросы: - Что произошло в сказке сначало? - Что было потом? и т.п.
«СТАРИК ГОДОВИК» Автор: Владимир Даль Цель: Закрепление имеющихся у детей представлений о временах года, их последовательности и характерных признак

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»