Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказкотерапия как инструмент развития личности дошкольника

Лазарева Наталья Владимировна,
Воспитатель​ ГБДОУ № 91
Санкт-Петербурга
Социальные преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творческой, активной, креативной личности, способной нестандартно решать поступающие проблемы, задачи.   
На сегодняшний день остро стоит проблема волевого развития у дошкольников, различные страхи и тревоги окружают наших детей постоянно. Соответственно перед взрослыми встает задача найти методы эмоциональной разгрузки, повышения стрессоустойчивости, развития внутреннего потенциала у детей, желания их приобретать новые знания.
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления.
Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника и в творческих видах деятельности – рисовании, конструировании, словесном творчестве.
Сказкотерапия - метод достаточно известный, но редко используемый. Актуальность сказкотерапии (чтение, изучение, сочинение сказок, групповая и индивидуальная работа с детьми) заключается в том, что она стимулирует нестандартные способы решения проблемных ситуаций и эффективно влияет на формирование творческого отношения детей к деятельности, способствует развитию воображения ребенка, это объясняется наличием в структуре сказок метафор - главного средства психологического воздействия. 
Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия способствует развитию творческих способностей личности, поскольку «ребенок, размышляя над каждой прочитанной сказкой, обсуждая ее содержание со взрослыми, осознает тот скрытый смысл, который в ней содержится. «Разгадывание», «расшифровка» скрытого смысла – это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. На самом деле именно сомышление, сотворчество с взрослым является основной движущей силой творческого развития ребенка» [4, ст. 42].
Большинство авторов разделяют мнение о том, что главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора. Метафоры в сказках задействует не только воображение, но и чувства, интеллект. Использование метафоры фактически активизирует все психические системы – от ощущений до самосознания. Благодаря использованию метафор текст сказки не является для ребенка однозначным и ограниченным некоторым набором значений. Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами.
Как утверждает И. В. Вачков, «отклик в душе слушателя возникает тогда, когда сказка сконструирована таким образом, чтобы, будучи конкретным, интересным, увлекательным, ярким художественным произведением, оставаться «открытой возможностью» для разнообразных толкований» [2, ст. 59].
Прямые словесные воздействия на ребенка часто малоэффективны: в дошкольном возрасте доминирующим является наглядно-образное мышление. Если мы хотим сообщить что-то ребенку, рассказать о чем-то, следует избегать использования в речи абстрактных, отвлеченных понятий и терминов, смысл которых может быть не понятен ребенку. Важно передать сообщение на доступном для ребенка языке. Помочь в этом может использование метафор.
С помощью метафоры удается «перешагнуть» через длительные объяснения, метафора «сжимает» словесные объяснения до яркого, конкретного образа. В волшебных сказках используется прием материализации целого ряда категорий. Все значимые для ее содержания элементы приобретают четкую форму, выраженную телесность. Например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ (золотая рыбка, скатерть-самобранка), конфликты и споры решаются в конкретных действиях, чаще всего соревновательных (кто со Змеем справится, кто дальше стрелу пустит).
Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за героев, входят в их роль, вживаются в образы персонажей. Сопереживания ребенок становится соавтором сказочной истории, активно включаясь в процесс сотворчества, создавая в своем воображении особую «магическую» реальность, в которой не действуют законы природной и социальной реальности, разрушая сложившиеся стереотипы смыслов и норм [3, ст.32].
Сказка включает ребенка в процесс смыслотворчества, оставаясь открытой для бесконечного числа интерпретаций. Сказочный сюжет разворачивается как деятельность, требующая от читателя личностных усилий и решений. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами [1, ст.16].
Сказкотерапия является способом развития креативности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект, она обучает, предупреждает, воспитывает, побуждает к деятельности. Потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Литература
1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб., 2006.
2. Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2007.
3. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. СПб., 2001.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2006.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»