Основные этапы при внедрении инновационной
деятельности в дошкольном учреждении
Леонова Мария Олеговна
Роль в задаче: Руководитель дошкольного образовательного учреждения.Целевая аудитория: руководители дошкольных образовательных учреждений, заместители руководителей, кадровый резерв, заинтересованный контингент воспитателей и родителей, социальные партнеры, которые могут выступать инвесторами.
Проблема: Необходимые условия для внедрения инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС.
Современный этап развития общества характеризуется стремительно развивающимися инновационными преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности человека. Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость решить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатом[1]. Термин инновации означает новое научнотехническое достижение, нововведения как результат новизны, изменения внутри системы. В педагогической интерпретации инновации означают нововведения в педагогической системе, улучшающие развитие и результаты образовательного процесса[2]. Инновации стимулируют обновление содержания и технологий обучения и нацелены на повышение качества образования. Они должны способствовать реальным изменениям педагогических и управленческих практик, обеспечивая единство образовательного пространства и расширяя возможности выбора детьми разных образовательных маршрутов[3]. Общей целю инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является повышение эффективности процесса обучения. Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления; ситуацию, когда образовательное учреждение имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования[4].
В России инновации в сфере образования заданы в инновационной стратегии Российской Федерации. Одной из главных задач которой является развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций[5]. По данным рейтинга национально-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Санки-Петербург на данный момент занимает 3 место по значению Российского регионального инновационного индекса[6].
Для осуществления инновационной деятельности необходимы условия реализации, которые мы выдели и рассмотрим в виде тезисов.
Тезис 1. Выбор направлений инновационной деятельности (стратегия инновационной деятельности) должен быть определен с учетом социального «заказа общества» на качество дошкольного образования.
Мы находимся в процессе перехода от индустриального общества к постиндустриальному, это сопровождается трансформацией сферы производства, преобладаем сектора услуг в экономике и повышением ценностей знания и человеческого капитала. Это устанавливает новые требования к уровню подготовки специалистов. Если рассматривать атлас новых профессий, то можно выявить, что наиболее востребованы будут инженерные (системный инженер композиционных материалов, инженер роботизированных систем, проектировщик нейроинтерфейсов и др.[7]) специальности. В докладе Леонида Гохберга директора Института статистических исследований и экономики знаний отмечалось, что в ответ на новые вызовы современного мира в инновационный рейтинг субъектов федераций был включен образовательный потенциал населения (Предложение специалистов по инженерно-техническим и естественно-научным специальностям (STEM)[8]. Поэтому современным и перспективным подходом в области организации дошкольного образования представляется развитие техносферы. Сейчас в фокусе интереса многих детей находятся 3D-моделирование, нанотехнологии, «Интернет вещей» и робототехника. И эти же направления востребованы в экономике. Дошкольные образовательные учреждения должны реагировать на устойчивые сигналы, которые поступают как со стороны детей, так и со стороны их будущих работодателей. По данным исследований Высшей школы экономики, Санкт-Петербург является одним из лидеров в России в области развития образования технологической направленности.
Также на федеральном и региональном уровне проводиться множество конкурсов и конференций, участие в которых позволит делиться имеющимся опытом и разработками. К ним можно отнеси: JuniorSkills “Дошкольное образование”, «Робофест», «РобоФинист», ИКаРенок, Петербургский международный образовательный форум и др.
Тезис 2. Цели инновационной деятельности должны быть сформулированы четко.
Цели и задачи инноваций определяются на основе тщательного анализа внутренних (деятельность в рамках ДОУ) и внешних факторов (учитывать приоритетные направления развития государственной, федеральной, муниципальной образовательной системы). Определения сильных и слабых сторон образовательной организации, выявления возможностей и угроз (SWOT-анализ). Цель должна быть понятна и принята всеми участниками инновационного педагогического процесса. Поэтому важно обозначить конкретные задачи для каждого направления. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. Как отмечается в исследованиях Л.П. Ильенко, отобранные цели и задачи инноваций должны быть согласованы и одобрены большинством педагогического коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, должны повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль[9]. Поставленная цель должна учитывать требования всех международных (Всеобщая декларация о правах человека, Декларация о правах ребенка, Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования», Декларация ООН «О правах инвалидов», Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц», Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»), федеральных (ст.43 Конституции РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Профессиональный стандарт педагога, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г., ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. № 120, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124), региональных (Закон об образовании в Санкт-Петербурге от 17.07.2013 №461-83, Постановление правительства «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 г.» и др.) и локальных (Устав дошкольного образовательного учреждения, Программа развития дошкольного образовательного учреждения, рабочая программа ДОУ) нормативно-правовых документов.
Тезис 3. Создание модели инновационной работы ДОУ.
Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, не всегда его последствия могут быть спрогнозированы. Составление модели работы позволит уйти от многих ошибок, систематизировать и структурировать инновационную работу. Содержание модели должно включать[10]:
- Обновление содержания образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, парциальных программ дополнительного образования.
- Обновление системы методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.
- Обновление системы управления качеством образования, заключающееся в реализации групп условий: нормативно-регламентирующих, перспективно-ориентирующих; деятельностно-стимулирующих; информационно-коммуникативных.
Модель управления деятельностью инновационного структурного подразделения педагогов включает в себя деятельность руководителя, его заместителей, руководителя подразделения и членов структурного подразделения. Для каждой категории педагогов - участников инновационной структуры - необходимо определение и уточнение их функциональных обязанностей, а также закрепление прав.
Контроль инноваций включает в себя выявление их влияния на психологическое здоровье воспитанников, анализ уровня образовательной работы, реализации содержания программы инновационной работы на текущий период.
Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень, в которой педагог выступает проводником инновационной деятельности образования, как института.
Таким образом необходимо отметить, что качество и эффективность инновационной деятельности в современном ДОУ напрямую зависят от выбранного направления инновационной деятельности, четко сформулированной и поставленной цели, а также содержания и организации инновационной деятельности в ДОУ.
[1] Котлякова И.О. Инновации в образовательных учреждениях
[2] М.С. Бургин «Инновации и новизна в педагогике»
[3] «Современное образование: многообразие возможностей в едином пространстве». Доклад Ж.В. Воробьевой на пленарном заседании Петербургского международного образовательного форума
[4] М.С. Бургин «Инновация и новизна в педагогике»
[5] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
[6] Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/315338500
[7] https://atlas100.ru/catalog/
[8] Пресс-конференция ТАСС «Рейтинга инновационного развития регионов России» https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/315334710
[9] Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.
[10] Яковлева Г.В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении