Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника

Проскрина Екатерина Николаевна
Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Овладение родным языком как средством общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только она позволяет в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Развитие лексики детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не только самоцелями, но и средствами развития навыков общения. Формирование лексики является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Недостаточный словарный запас мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Художественная литература является мощным средством развития речи дошкольников. Она играет огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка, с ее помощью у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка, это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи: Фонематической — умение различать звуки; Лексической – изучается словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Каждое слово любой части речи имеет свое звучание и собственное (индивидуальное) лексическое значение. Грамматической - умение правильно согласовывать слова в предложении, восприятием разнообразных литературных жанров (сказок, стихов, басен, рассказов и фольклорных произведений (прибауток, песенок, потешек) и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно пересматривать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывает опыт, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака). Художественная литература является мощным средством развития речи дошкольников. Она играет огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка, с ее помощью у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа играет значимую роль. Слово обеспечивает содержание общения. Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего заключается в том, что первоначально необходимо наполнить словарь понятиями, обозначающими элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной.. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах - ритмичность русской речи. В сказках меткость, выразительность. Из детских книг ребенок узнает много новых слов. Раньше всего, дети усваивают бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь. И только потом – эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (грустный, веселый, задумчивый), качественную оценку предметов (хороший, плохой, отличный, негативный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, дорогуша, ларчик), образования синонимов (работать - вкалывать, горбатиться, засмеялись – захихикали, прыснули, захохотали); с помощью фразеологических оборотов (хлопот полон рот, бить баклуши); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (пудовый - тяжелый); лексику, обозначающую время, пространство, количество. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на малыша. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой - «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи. Из сказок: амбар, сусека, изба, мачеха, падчерица, озноб, краюха хлеба, ковш), образных выражений («я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»), речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. При условии специально организованной работы над произведениями, можно достичь высоких результатов в овладении дошкольниками эмоционально-оценочной лексикой, обогащении словаря, развитии фонематического слуха. Художественная литература безусловно оказывает положительное влияние на развитие когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста, а также их нравственных качеств и оценочных суждений

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»