Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника
Проскрина Екатерина Николаевна
Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Овладение родным языком как средством общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только она позволяет в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Развитие лексики детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не только самоцелями, но и средствами развития навыков общения. Формирование лексики является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Недостаточный словарный запас мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Художественная литература является мощным средством развития речи дошкольников. Она играет огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка, с ее помощью у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка, это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи: Фонематической — умение различать звуки; Лексической – изучается словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Каждое слово любой части речи имеет свое звучание и собственное (индивидуальное) лексическое значение. Грамматической - умение правильно согласовывать слова в предложении, восприятием разнообразных литературных жанров (сказок, стихов, басен, рассказов и фольклорных произведений (прибауток, песенок, потешек) и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно пересматривать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывает опыт, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака). Художественная литература является мощным средством развития речи дошкольников. Она играет огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка, с ее помощью у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа играет значимую роль. Слово обеспечивает содержание общения. Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего заключается в том, что первоначально необходимо наполнить словарь понятиями, обозначающими элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной.. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах - ритмичность русской речи. В сказках меткость, выразительность. Из детских книг ребенок узнает много новых слов. Раньше всего, дети усваивают бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь. И только потом – эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (грустный, веселый, задумчивый), качественную оценку предметов (хороший, плохой, отличный, негативный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, дорогуша, ларчик), образования синонимов (работать - вкалывать, горбатиться, засмеялись – захихикали, прыснули, захохотали); с помощью фразеологических оборотов (хлопот полон рот, бить баклуши); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (пудовый - тяжелый); лексику, обозначающую время, пространство, количество. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на малыша. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой - «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи. Из сказок: амбар, сусека, изба, мачеха, падчерица, озноб, краюха хлеба, ковш), образных выражений («я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»), речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. При условии специально организованной работы над произведениями, можно достичь высоких результатов в овладении дошкольниками эмоционально-оценочной лексикой, обогащении словаря, развитии фонематического слуха. Художественная литература безусловно оказывает положительное влияние на развитие когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста, а также их нравственных качеств и оценочных суждений