Cовершенствование процесса управления развитием педагогического коллектива
Луканина Мария Николаевна
Вопрос профессионального развития работников образования является одним из ключевых.Современная модель образования определяет наиболее актуальные требования к педагогу: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, умение учиться наряду с умением учить. Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции в полной мере не отвечают новым требованиям. Утвержденный профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Кроме того, профессиональный стандарт предполагает непрерывное развитие педагогов.
Анализируя процесс управления развитием, можно выделить ряд проблем, таких как: отсутствие планирования; плохо организованное обучение, после которого не проводится оценка эффективности; критерии стимулирования, которые не отражают компоненты развития сотрудников. Также педагоги не готовы к переходу на новый уровень образования. Им не хватает должного уровня развития компетенций, требования к которым предъявляет стандарт. Педагогическому коллективу необходимо развивать свои знания, умения и навыки.
Перед современной системой образования стоит весьма сложная, но выполнимая задача: создание эффективно функционирующей команды профессионалов, создающих вертикальное и горизонтальное пространство развития коллектива.
И здесь должна активно проявляться общественная позиция каждого члена коллектива ДОО, воспитатель должен стать не просто грамотным исполнителем распоряжений «сверху», а видеть и предлагать новые варианты эффективности развития организации.
Важно позволить каждому педагогу осознать и самостоятельно принять решение о формировании персональной системы самообразования – вот тот действенный механизм, включаемый при введении профессиональных стандартов.
Воспитатель должен определить свои «болевые» профессиональные точки и наметить «точки роста», которые позволят ему оставаться на гребне волны в системе образования. Тогда педагог получает возможность посетить те курсы повышения квалификации и обучающие семинары, вебинары, методические конференции, которые не будут формальным мероприятием, а действительно, принесут пользу.
Внедрение профессионального стандарта позволяет каждому работнику определять собственные умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности; более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке. Но для того, чтобы это развитие было эффективным им необходимо управлять.
Исходя из данной проблемы, можно предложить план мероприятий по управлению развитием. Основой его целью будет являться подготовка сотрудников к внедрению профессионального стандарта. Этот план включает в себя:
- Приведение в соответствие локальных нормативных актов дошкольной организации;
- Определение соответствия квалификационного уровня педагогов требованиям профессионального стандарта;
- Организационно – правовое обеспечение и информационное сопровождение;
- Стимулирование развития педагогических работников;
- Оценка эффективности развития педагогов.
Первая ступень образования – дошкольная образовательная организация. Поэтому одним из важных условий успешной работы педагога в современной образовательной организации становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования.