Применение ИКТ в работе музыкального руководителя
Прошкина Ольга Викторовна
В статье рассмотрены вопросы о необходимости использования новых информационных технологий на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача – формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
Теория:
Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности и развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
И в своей работе я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Таким образом, использование видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по пьесам П.И.Чайковского, например, «Апрель», «Октябрь». Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков (Гендель, Бах, Вивальди, Гайдн, Моцарт, Бетховен), а также композиторов эпохи Романтизма (Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Брамс, Чайковский, Россини). Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Практика:
Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.
Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Хороводы чаще всего проходят под народные песни, у нас в детском саду, много аудиокассет, которые подобраны по тематике; по видам музыкальной деятельности. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под музыку современной эстрады. Например: «Улетай туча» Ф.Киркорова; «Морячка» О.Газманова; «Бабушки-старушки» А.Буйнова; «Зима» Алсу; …
Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить.
В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет: «Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И.Чайковского, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А.Бурениной…Эти записи я даю родителям на выходные, что бы они дома, в спокойной обстановке просмотрели с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах
музыкальной деятельности.
В моей коллекции есть аудиокассеты, которые объединены одной темой: Великая Отечественная - (песни ВОВ), «Релаксация с музыкальным сопровождением», «Знакомство с театром», «Песенки-инсценировки для развития речи и вокальных навыков» Е. Железновой., а также очень много музыкальных сказок и песен из мультфильмов.
Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном – поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус. Музыкальные руководители ДОУ должны иметь определённый уровень звуковой и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательного воздействия на ребёнка, и быть хорошо подготовленными в области музыкознания.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.
К праздникам и развлечениям готовлюсь очень серьёзно - ищу в
интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой
наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость
и эстетические переживания.
В компьютере, в своей папке я пишу планы, сценарии, диагностику,
тексты песен, стихи, музыку, фотографии и так далее.
Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые
информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию
новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот
тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием
«информация дошкольного образования».Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
· психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
· возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор детей;
· возрастает уровень использования наглядности на занятиях;
Вывод:
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Список используемой литературы:
1. Гулак, И.В. Использование компьютера //Управление ДОУ. – 2006. № 8
– С. 36.
2. Новосёлова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа. –
1997. - № 3. – С. 23.
3. Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском
саду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. – С. 12.
4. Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном
детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6 – С. 32