Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Миронова Анастасия Александровна

 

Петербурговедение для малышей

Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городе (и не только об этом).

 

Скажите, уважаемый читатель, важно  ли прививать ребенку любовь к своему городу? «Разумеется, важно», - ответите вы и будете абсолютно правы. А развивать познавательный интерес к истории Петербурга, осознание  ценности памятников истории и культуры у старших дошкольников необходимо? «Конечно», - услышим мы в ответ,  - «Ведь это будет служить основой формирования таких нравственных чувств как гордость за свой город, бережного отношения к его наследию»…..

Все так. А вот как  «знакомить, прививать, формировать», чтобы не отбитьнавсегда у ребенка эту любознательность, желание знакомиться, живость, сочувствие и созвучие «музыке города»? Ведь дети - как колокольчики - «звенят», когда сопереживают.

Так как же создать эти условия, как грамотно и успешно построить знакомство детей с родным городом, чтобы их глаза загорелись от любопытства: «Что же там дальше?»,  чтобы они почувствовали восторг и восхищение от увиденного и узнанного, чтобы после, на прогулке по городу (или увидев какую-либо достопримечательность Петербурга по телевизору), они могли радостно и с гордостью воскликнуть: «А мы это видели!...»? Думаю, что  в первую очередь создать условия для знакомства, своего рода стартовую площадку, тот стержень, на который – как бусы на ниточку, будут нанизываться знания, впечатления, эмоции, гордость, бережное отношение к городу … Это очень важно и ответственно, так как одно неверное движение, неграмотное слово или действие – и все – интерес к познанию потерян, доверие между детьми и взрослыми (педагогами) - очень хрупкая субстанция.

«Создавать условия для формирования….» невозможно без продуманной  развивающей среды. Например, приходя на занятие в специально оформленную «Петербургскую гостиную» («Петербургский салон», кабинет Петербурговедения) дети ведут себя тише, спокойнее, собраннее, культурнее. Формирование нравственных понятий и этики поведения петербуржца начинается в том числе и с нахождения в ТАКОМ помещении для занятий (специальном, «петербуржском»). В «Петербургской гостиной» дети попадают в «ауру волшебства» Петербурга. И тогда им нравится все! И специально подобранные слайды, и необычное музыкальное сопровождение  (как пример:  Аудиохрестоматия к курсу «Чудесный город» Ермолаевой Л.К.), и загорающийся «чудесным образом» при правильном ответе «Петербургский фонарик» (светильник в форме фонарика). Здесь особенно проникновенно читаются стихи о городе, а «Немая карта» начинает постепенно, по мере накопления знаний, «оживать»: пополняться достопримечательностями…. Здесь дети узнают много нового и интересного о домах в нашем городе, о реке Неве, о том, что у города тоже есть день рождения. И в этот торжественный день на Ростральных колоннах зажигают огонь, а в небе расцветает праздничный салют.

 

Материал накапливается в течение всего времени  ознакомления детей с Петербургом  и используется для дальнейшей работы, расширяя и углубляя уже имеющиеся знания, стимулируя любопытство и познавательный интерес.

Основная установка и условие – больше натуральных впечатлений и эмоций, поэтому продуманная  экскурсионная программа должна занимать значительное место в учебном плане. Это богатая возможность побывать в различных уголках нашего города: Военно-морской музей - Стрелка Васильевского острова (теперь – Площадь Труда), Русский музей - площадь Искусств, Театральный музей - площадь Островского. Дети учатся чувствовать себя комфортно в общественных местах. Город становится ближе для маленьких петербуржцев, они начинают ощущать себя горожанами, жителями великого города. Все экскурсии должны также учитывать специфику работы с малышами. Это постоянный диалог, прочитывание известных детям стихов, загадки, рифмовки, специальные игры. После экскурсии детям предлагается выразить свои впечатления в рисунках (альбом «Где мы были, что мы видели?» создается совместно с родителями), рассказах (родители со слов детей записывают их впечатления,  сохраняя лексику, обороты  и фразы). Такое сотворчество, как отмечают родители, создает дополнительный контакт с детьми, позволяет выйти на непрерывный процесс совместного познания родного города. К увиденным достопримечательностям целесообразно  «возвращаться» еще неоднократно и на занятиях (загадки, картинки, дидактические игры, художественное творчество) и на следующих экскурсиях-прогулках. Например, знакомство с ансамблем Стрелки Васильевского острова намечено на 2 год обучения. В сентябре на теплоходной экскурсии ансамбль показан и назван. В ноябре при проезде на экскурсию в Кунсткамеру (или Зоологический музей) есть возможность показать или назвать Стрелку, колонны. Затем, на пешеходной экскурсии по Стрелке возможно объяснить название «Стрелка», раскрыть назначение зданий и сооружений бывшего порта. Таким образом создаются предпосылки для знакомства с объектом, его обликом и назначением. Таким образом мы снова создаем условия для формирования представления, только наглядностью является сам город. Такой подход дает возможность не только повысить эффективность ознакомления с архитектурными достопримечательностями, при узнавании архитектурных памятников у детей появляются положительные эмоции, что  помогает глубже познать объект, чем при длительном, но однократном ознакомлении.

Привлечение музея к воспитательно-образовательному  процессу необходимо, так как музей любого профиля, в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением, где можно и нужно «создавать условия для формирования…».  В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания. Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат. Понятно, что в дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а поэтому главным является сохранение и развитие у ребенка способности целостного впечатления от встреч с искусством. (Программа «Мы входим в мир прекрасного»  С.Г. Масловой).

Создание условий для «формирования, ознакомления, понимания…» это не только и не столько атрибуты (слайды, презентации, фото, картины, беседы, загадки и ребусы), это и интеграция всего образовательного процесса. Нам видится полезным дифференцированный подход к изучению материала, фрагментарное введение краеведческого материала в разные дисциплины(через песни - музыкальные минутки и занятия с музыкальным руководителем; «Петербургские цифры» - задачник для малышей(Серова З., СПб, 2003), основы арифметического счета; «Петербургская азбука» (Смирнова Н.Т., 2002) – способствует но только быстрому запоминанию объектов городской среды, но и развитию внимания,  памяти, фонематического слуха, развитию мелкой моторики и аккуратности, зрительного контроля при написании букв и штриховке, активизации познавательных интересов ребенка;  «театрализация» – к детям приходят в гости сказочные герои, которые помогают дошкольникам «путешествовать» по городу и решать различные задачи, выходить из сложных ситуаций,  экскурсии – прогулки, где наглядным материалом является «живой» город),  формируются различные навыки и умения через различные виды деятельности, то есть достигается принцип комплексности знаний.  .  Такой подход рассматривался как в 70-е годы (Додон Л.Л. «Изучение родного города», 1970), так и в настоящее время (Богуславский Г.А., Ермолаева Л.К. в сб. Программы учебного курса «История и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда», СПб, 1992; Л.К. Ермолаева «Изучение и культура Санкт-Петербурга в школах города» \Концепция. Варианты курсов\, СПб, 1993; Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей», СПб, 2008).

Однако использовать в работе с дошкольниками разработанные курсы для школьников «Удивительный город» Ермолаевой Л.К. или «Город, в котором ты живешь» без учета специфики дошкольного возраста не представляется возможным, несмотря на их неоспоримые достоинства. Работа с детьми 6-го, 7-го года жизни очень специфична. Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, не могут освоить географические понятия, а многие сведения (искусствоведческие, статистические, социологические и пр.) для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Также специфична форма подачи материала, она отлична от школьного урока. Именно поэтому так важно, учитывая все нюансы работы с малышами, их психо-физические особенности и возрастные познавательные возможности именно создавать условия для формирования начальных знаний о родном городе.

Изначально мы все ставим себе задачи, одна из них -  «влюбить» ребенка в свой город. Невозможно измерить уровень этой любви. У каждого она своя. Очень хочется, чтобы ребенок пронес эту любовь через всю свою жизнь. Надо только всего лишь помочь ему в самом начале сделать свои первые шаги к постижению мира  ПЕТЕРБУРЖЦЕВ, к открытию СВОЕГО Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца- школьника) Методические разработки: С - Пб 2000.

2.      Вахрушев А.А. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации: М 2003.

3.      Воскобойников В. Санкт-Петербург» иллюстрированная история для детей С - Пб 2003.

4.      А.В. Даринский «Прогулки по старому Санкт-Петербургу»: С - Пб 1995.

5.      Дружинина М. «Моя улица»: М 2004.

6.      Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. «Чудесный город»: С - Пб 1996.

7.      Ермолаева Л.К. «Мой город» - тетрадь для детей 5-6 л.: С - Пб 2000.

8.      Ефимовский Е. «Петербург в загадках»: С - Пб 2004.

9.      Ефимовский Е. «Путешествие в Санкт-Петербург» - стихи: С - Пб 2003.

10.  Константиновская Г.А. «Там некогда гулял и я…» из цикла «Прогулки по Петербургу»: С - Пб 2000.

11.  Нестеров В. «Знаешь ли ты свой город?»: С - Пб 1997.

12.  Нефедова К. «Дом. Какой он?»: М 2004.

13.  Николаева Е.А. «Первые прогулки по Петербургу»: С - Пб 2004.

14.  Погодина В.Л. «Курс краеведения «Твой Петербург» для начальной школы. Методические рекомендации: С - Пб 1997.

15.  Петербургская тетрадь для детей 4-6 лет: С - Пб 2003.

16.  Панфилова Л.Г. «Основание Петербурга» - пособие по краеведению: С - Пб 2000.

17.  Ривина Е.К. «Российская символика»: М 2004.

18.  Романова Е.П. «Любимый город Санкт-Петербург» - справочный путеводитель:

С - Пб 2004.

19.  Раков Ю. «Вокруг Медного всадника» - учебное пособие по курсу «Краеведение»:

20.  С - Пб 2001.

21.  Раков Ю. «Античные стражи Петербурга» - справочное пособие: С - Пб 1999

22.  Раков Ю. «Петербург – город литературных героев» - учебное пособие по курсу краеведение: С - Пб 2002.

23.  Серова З.А. «Петербургский задачник для малышей»: С - Пб 2003.

24.  Смирнова Н.Т. «Знакомство с Санкт-Петербургом» программа курса для детей 6-го и 7-го года жизни: С - Пб 1996.

25.  Смирнова Н.Т. «Петербургская азбука» пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста: СПб 2002

26.  Столяров Б.А. Государственный Русский музей. Детский путеводитель: С - Пб 1998.

27.  Шиф Л. «Единственный город» - путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком:

С - Пб 1997.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»