Миронова Анастасия Александровна
Петербурговедение для малышей
Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городе (и не только об этом).
Скажите, уважаемый читатель, важно ли прививать ребенку любовь к своему городу? «Разумеется, важно», - ответите вы и будете абсолютно правы. А развивать познавательный интерес к истории Петербурга, осознание ценности памятников истории и культуры у старших дошкольников необходимо? «Конечно», - услышим мы в ответ, - «Ведь это будет служить основой формирования таких нравственных чувств как гордость за свой город, бережного отношения к его наследию»…..
Все так. А вот как «знакомить, прививать, формировать», чтобы не отбитьнавсегда у ребенка эту любознательность, желание знакомиться, живость, сочувствие и созвучие «музыке города»? Ведь дети - как колокольчики - «звенят», когда сопереживают.
Так как же создать эти условия, как грамотно и успешно построить знакомство детей с родным городом, чтобы их глаза загорелись от любопытства: «Что же там дальше?», чтобы они почувствовали восторг и восхищение от увиденного и узнанного, чтобы после, на прогулке по городу (или увидев какую-либо достопримечательность Петербурга по телевизору), они могли радостно и с гордостью воскликнуть: «А мы это видели!...»? Думаю, что в первую очередь создать условия для знакомства, своего рода стартовую площадку, тот стержень, на который – как бусы на ниточку, будут нанизываться знания, впечатления, эмоции, гордость, бережное отношение к городу … Это очень важно и ответственно, так как одно неверное движение, неграмотное слово или действие – и все – интерес к познанию потерян, доверие между детьми и взрослыми (педагогами) - очень хрупкая субстанция.
«Создавать условия для формирования….» невозможно без продуманной развивающей среды. Например, приходя на занятие в специально оформленную «Петербургскую гостиную» («Петербургский салон», кабинет Петербурговедения) дети ведут себя тише, спокойнее, собраннее, культурнее. Формирование нравственных понятий и этики поведения петербуржца начинается в том числе и с нахождения в ТАКОМ помещении для занятий (специальном, «петербуржском»). В «Петербургской гостиной» дети попадают в «ауру волшебства» Петербурга. И тогда им нравится все! И специально подобранные слайды, и необычное музыкальное сопровождение (как пример: Аудиохрестоматия к курсу «Чудесный город» Ермолаевой Л.К.), и загорающийся «чудесным образом» при правильном ответе «Петербургский фонарик» (светильник в форме фонарика). Здесь особенно проникновенно читаются стихи о городе, а «Немая карта» начинает постепенно, по мере накопления знаний, «оживать»: пополняться достопримечательностями…. Здесь дети узнают много нового и интересного о домах в нашем городе, о реке Неве, о том, что у города тоже есть день рождения. И в этот торжественный день на Ростральных колоннах зажигают огонь, а в небе расцветает праздничный салют.
Материал накапливается в течение всего времени ознакомления детей с Петербургом и используется для дальнейшей работы, расширяя и углубляя уже имеющиеся знания, стимулируя любопытство и познавательный интерес.
Основная установка и условие – больше натуральных впечатлений и эмоций, поэтому продуманная экскурсионная программа должна занимать значительное место в учебном плане. Это богатая возможность побывать в различных уголках нашего города: Военно-морской музей - Стрелка Васильевского острова (теперь – Площадь Труда), Русский музей - площадь Искусств, Театральный музей - площадь Островского. Дети учатся чувствовать себя комфортно в общественных местах. Город становится ближе для маленьких петербуржцев, они начинают ощущать себя горожанами, жителями великого города. Все экскурсии должны также учитывать специфику работы с малышами. Это постоянный диалог, прочитывание известных детям стихов, загадки, рифмовки, специальные игры. После экскурсии детям предлагается выразить свои впечатления в рисунках (альбом «Где мы были, что мы видели?» создается совместно с родителями), рассказах (родители со слов детей записывают их впечатления, сохраняя лексику, обороты и фразы). Такое сотворчество, как отмечают родители, создает дополнительный контакт с детьми, позволяет выйти на непрерывный процесс совместного познания родного города. К увиденным достопримечательностям целесообразно «возвращаться» еще неоднократно и на занятиях (загадки, картинки, дидактические игры, художественное творчество) и на следующих экскурсиях-прогулках. Например, знакомство с ансамблем Стрелки Васильевского острова намечено на 2 год обучения. В сентябре на теплоходной экскурсии ансамбль показан и назван. В ноябре при проезде на экскурсию в Кунсткамеру (или Зоологический музей) есть возможность показать или назвать Стрелку, колонны. Затем, на пешеходной экскурсии по Стрелке возможно объяснить название «Стрелка», раскрыть назначение зданий и сооружений бывшего порта. Таким образом создаются предпосылки для знакомства с объектом, его обликом и назначением. Таким образом мы снова создаем условия для формирования представления, только наглядностью является сам город. Такой подход дает возможность не только повысить эффективность ознакомления с архитектурными достопримечательностями, при узнавании архитектурных памятников у детей появляются положительные эмоции, что помогает глубже познать объект, чем при длительном, но однократном ознакомлении.
Привлечение музея к воспитательно-образовательному процессу необходимо, так как музей любого профиля, в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением, где можно и нужно «создавать условия для формирования…». В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания. Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат. Понятно, что в дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а поэтому главным является сохранение и развитие у ребенка способности целостного впечатления от встреч с искусством. (Программа «Мы входим в мир прекрасного» С.Г. Масловой).
Создание условий для «формирования, ознакомления, понимания…» это не только и не столько атрибуты (слайды, презентации, фото, картины, беседы, загадки и ребусы), это и интеграция всего образовательного процесса. Нам видится полезным дифференцированный подход к изучению материала, фрагментарное введение краеведческого материала в разные дисциплины(через песни - музыкальные минутки и занятия с музыкальным руководителем; «Петербургские цифры» - задачник для малышей(Серова З., СПб, 2003), основы арифметического счета; «Петербургская азбука» (Смирнова Н.Т., 2002) – способствует но только быстрому запоминанию объектов городской среды, но и развитию внимания, памяти, фонематического слуха, развитию мелкой моторики и аккуратности, зрительного контроля при написании букв и штриховке, активизации познавательных интересов ребенка; «театрализация» – к детям приходят в гости сказочные герои, которые помогают дошкольникам «путешествовать» по городу и решать различные задачи, выходить из сложных ситуаций, экскурсии – прогулки, где наглядным материалом является «живой» город), формируются различные навыки и умения через различные виды деятельности, то есть достигается принцип комплексности знаний. . Такой подход рассматривался как в 70-е годы (Додон Л.Л. «Изучение родного города», 1970), так и в настоящее время (Богуславский Г.А., Ермолаева Л.К. в сб. Программы учебного курса «История и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда», СПб, 1992; Л.К. Ермолаева «Изучение и культура Санкт-Петербурга в школах города» \Концепция. Варианты курсов\, СПб, 1993; Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей», СПб, 2008).
Однако использовать в работе с дошкольниками разработанные курсы для школьников «Удивительный город» Ермолаевой Л.К. или «Город, в котором ты живешь» без учета специфики дошкольного возраста не представляется возможным, несмотря на их неоспоримые достоинства. Работа с детьми 6-го, 7-го года жизни очень специфична. Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, не могут освоить географические понятия, а многие сведения (искусствоведческие, статистические, социологические и пр.) для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Также специфична форма подачи материала, она отлична от школьного урока. Именно поэтому так важно, учитывая все нюансы работы с малышами, их психо-физические особенности и возрастные познавательные возможности именно создавать условия для формирования начальных знаний о родном городе.
Изначально мы все ставим себе задачи, одна из них - «влюбить» ребенка в свой город. Невозможно измерить уровень этой любви. У каждого она своя. Очень хочется, чтобы ребенок пронес эту любовь через всю свою жизнь. Надо только всего лишь помочь ему в самом начале сделать свои первые шаги к постижению мира ПЕТЕРБУРЖЦЕВ, к открытию СВОЕГО Петербурга.
Список литературы
1. Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца- школьника) Методические разработки: С - Пб 2000.
2. Вахрушев А.А. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации: М 2003.
3. Воскобойников В. Санкт-Петербург» иллюстрированная история для детей С - Пб 2003.
4. А.В. Даринский «Прогулки по старому Санкт-Петербургу»: С - Пб 1995.
5. Дружинина М. «Моя улица»: М 2004.
6. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. «Чудесный город»: С - Пб 1996.
7. Ермолаева Л.К. «Мой город» - тетрадь для детей 5-6 л.: С - Пб 2000.
8. Ефимовский Е. «Петербург в загадках»: С - Пб 2004.
9. Ефимовский Е. «Путешествие в Санкт-Петербург» - стихи: С - Пб 2003.
10. Константиновская Г.А. «Там некогда гулял и я…» из цикла «Прогулки по Петербургу»: С - Пб 2000.
11. Нестеров В. «Знаешь ли ты свой город?»: С - Пб 1997.
12. Нефедова К. «Дом. Какой он?»: М 2004.
13. Николаева Е.А. «Первые прогулки по Петербургу»: С - Пб 2004.
14. Погодина В.Л. «Курс краеведения «Твой Петербург» для начальной школы. Методические рекомендации: С - Пб 1997.
15. Петербургская тетрадь для детей 4-6 лет: С - Пб 2003.
16. Панфилова Л.Г. «Основание Петербурга» - пособие по краеведению: С - Пб 2000.
17. Ривина Е.К. «Российская символика»: М 2004.
18. Романова Е.П. «Любимый город Санкт-Петербург» - справочный путеводитель:
С - Пб 2004.
19. Раков Ю. «Вокруг Медного всадника» - учебное пособие по курсу «Краеведение»:
20. С - Пб 2001.
21. Раков Ю. «Античные стражи Петербурга» - справочное пособие: С - Пб 1999
22. Раков Ю. «Петербург – город литературных героев» - учебное пособие по курсу краеведение: С - Пб 2002.
23. Серова З.А. «Петербургский задачник для малышей»: С - Пб 2003.
24. Смирнова Н.Т. «Знакомство с Санкт-Петербургом» программа курса для детей 6-го и 7-го года жизни: С - Пб 1996.
25. Смирнова Н.Т. «Петербургская азбука» пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста: СПб 2002
26. Столяров Б.А. Государственный Русский музей. Детский путеводитель: С - Пб 1998.
27. Шиф Л. «Единственный город» - путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком:
С - Пб 1997.