Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра как ведущий тип деятельности дошкольника

Фельдман Людмила Борисовна
              Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий.
             А что такое игра? Игра— наиболее доступный, а раннем возрасте – ведущий, для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Дети проигрывают различные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький жизненный опыт. Чем больше ребенок играет, тем способнее, увереннее и самостоятельнее он будет. Большую часть своего времени дети проводят в играх: причем от трех до шести - семи лет детские игры проходят значительный путь развития: игра - манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно -ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение.
           Игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
           Структура игры такова, что чрезмерное руководство приводит к ее разрушению: вмешательство взрослого лишает детей самостоятельности и инициативности, которые они так ценят в игре. Регламентированность ролей и действий отбивает вкус к спонтанному творчеству, юмору, шалости, которые являются движущими силами игровой активности. В игре всегда ценилась свобода, подчеркивался ее процессуальный характер, позволяющий продлить удовольствие, связанное с самой игровой деятельностью. Развитие игры тесно связано с развитием социальной, языковой, когнитивной, моральной, эмоциональной сферами.
         Самостоятельность - это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать. Формирование самостоятельности – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Самостоятельность – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие самостоятельности имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
             Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, инициативность.
             Игра является так же мощным адаптивным механизмом. Она создает положительный эмоциональный фон, повышая уровень активации познавательных процессов. Для достижения цели используют познавательные процессы, процессы целеобразования и целеполагания, процессы общения и обмена информацией и т.п. Наиболее наглядно это видно на примере подвижных и командных игр. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
            Игра воспитывает многие качества, необходимые в жизни, формирует нравственное отношение к окружающему, необходимые навыки и усилия. Поэтому очень важно руководить игрой детей, подбирать игры и оказывать детям помощь по их ходу. В каждой игре должен быть заложен будущий урок. Таким образом самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»