Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогическое сопровождение самостоятельной
изобразительной деятельности дошкольников

Семенова Анна Андреевна
Педагогическое сопровождение самостоятельной изобразительной деятельности детей направлено на то, чтобы сформировать у ребенка желание по собственной инициативе рисовать, лепить или заниматься аппликацией. Воспитателю необходимо помочь ребенку проявить интерес к данной деятельности, формировать стремление самостоятельно выбирать художественные материалы и изобразительные средства.
На занятиях по художественно-изобразительной деятельности малыш узнает, как действовать карандашом, фломастерами, кистью, гуашью или акварельной краской, как располагать бумагу, пользоваться пластилином или глиной. Но любое занятие ограничено по времени, и ребенок должен иметь возможность рисовать столько, сколько ему захочется. Поэтому воспитатели всегда выделяют место в групповом помещении для самостоятельной изобразительной деятельности детей, чтобы малыши знали, где можно заниматься творчеством по своему выбору.
Что же разместить в данном уголке? В первую очередь на столе в декоративной подставке необходимо разместить бумагу различного размера, цвета и текстуры, можно оставить большой лист для коллективного рисования. Цветные карандаши, мелки, фломастеры должны находиться в достаточном количестве, быть яркими и вызывать у малыша желание ими воспользоваться. Обстановка в группе должна располагать ребенка к возможности в любое время  свободно подойти к уголку изобразительной деятельности, немного порисовать и вновь заняться игровой деятельностью. В группе младшего возраста такое рисование занимает как правило 4-5 минут, но на это время нельзя оставлять малыша без внимания. Увидев на бумаге линии, штрихи, черточки или палочки педагог замечает, что они похожи на воздушные шарики, клубочки, заборчик и т.д. С разрешения малыша педагог может дополнить его рисунок яркими, понятными ребенку образами: кошка бегает за клубком, птичка сидит на заборе и т.д. Эти первые самостоятельные рисунки малыша очень важны. По ним можно сделать вывод о том, каков графический опыт ребенка..
Педагог должен использовать и другие формы активизации изобразительной деятельности детей. Это может быть специально подготовленные рисунки-коллажи, плакаты, серии алгоритмов рисования с изображением знакомых ребенку предметов, персонажей, которые он сможет использовать и включать в содержание своего рисунка или композиции. Например, воспитатель наклеивает в разных частях листа изображение веселых котят. Рядом с одним из котят нарисован клубок ниток. Воспитатель предлагает детям нарисовать и для других котят клубки ниток, яркие и красивые клубочки.
В следующий раз воспитатель показывает детям рисунок с изображением грустного зайчика. Безусловно, малышам захочется пожалеть его. «Чем мы можем порадовать зайчонка? – спросит воспитатель. – Конечно, необходимо угостить его морковкой. Я нарисую одну морковку, а вы можете нарисовать много морковок?» Конечно, нарисованные «детские» морковки будут мало похожи на настоящие, но детям интересен сам процесс рисования различными материалами: можно использовать краски, а можно и карандаши. Чтобы придать процессу игровой характер, изображение «грустного» зайчика можно заменить на изображение «веселого» зайчика.
Рисование в данном случае имеет характер сотворчества ребенка и взрослого. Причем, если в процессе занятия, как правило, рисуют все дети, то в процессе совместной деятельности могут рисовать только те, кто действительно хочет. Обычно в начале многие дети проявляют желание рисовать (действовать по подражанию), но затем постепенно образуется группа детей, которая чаще других подходит к столу и рисует самостоятельно.
Рисование карандашом – первый этап самостоятельного освоения малышами художественно-изобразительной деятельности. Очень часто дети слабо нажимают на карандаш, так как движения их рук еще не координированы. Детям легче рисовать фломастерами – остается более яркий цвет на листе бумаги, он вызывает больший эмоциональный отклик у малыша. В этом возрасте ребенок еще не умеет закрашивать нарисованный предмет, поэтому воспитатель обращает основное внимание на характер линий.
Когда на занятиях по изобразительной деятельности ребята начнут рисовать красками, воспитатель может и в свободное время предоставлять им краски (несколько раз в неделю). Это потребует дополнительной подготовки педагога: необходимо подготовить мольберт, закрепить бумагу, приготовить баночки-непроливайки, рядом положить кисти и краски. Зная о задумке малыша, педагог своими советами может помочь детям в создании рисунка, если видит, что это необходимо, может даже показать, как пользоваться кистью.
Процесс рисования очень увлекает маленьких детей, если он связан с их деятельностью и жизненным опытом. Воспитателю необходимо помнить это, осуществляя руководство самостоятельной изобразительной деятельностью ребенка. Так, на стол, где лежат материалы для рисования, можно положить вырезанные из бумаги круги. Если рассказать малышам, что эти круги – тарелочки, они сами придумают, какое именно угощение для куколок на них можно нарисовать: яблочки, ягодки, печенье и т.д. а если дети в это время играли в кукольном уголке – они с интересом примут предложение воспитателя порисовать, а после рисования с удовольствием продолжат игру.
Привлечь детей к самостоятельной изобразительно-художественной деятельности можно вырезав из цветной бумаги силуэты игрушек или одежды. Малыши с удовольствием захотят украсить их пятнышками, точками или полосками. Но педагогу необходимо помнить – количество вырезанных деталей должно быть достаточное, чтобы удовлетворить пожелания всех малышей, так как часто у ребенка появляется желание украсить 2-3 платья для куколки,  или нарисовать несколько игрушек для мамы.
На большом листе, прикрепленном к мольберту можно закрепить фигурки животных (мишки, зайчика, лисички, волка, белки). Для них на большом листе бумаги будут рисовать лес или домик.
Самым маленьким воспитатель предлагает такие варианты рисунков, которые будут способствовать формированию у них замысла. Например, в прорези на бумаге с левой стороны листа можно вставить фигурки домашних животных или птиц, а в прорези с правой стороны листа – домики. Детям необходимо нарисовать дорожки от животных к их домикам. Затем из прорезей можно достать животных и, когда краска высохнет, малыши берут фигурки и вместе с ними «путешествуют» по дорожкам. Этот прием помогает ребенку самостоятельно ориентироваться на листе бумаги.
В самостоятельной деятельности действия с объемными вылепленными формами носят игровой характер. Дети могут самостоятельно рассматривать эти формы, складывать из них какие-либо фигуры (по типу составления мозаики). Малыш может надолго увлечься рассматриванием шариков, комочков и игрой с ними. Воспитателю необходимо найти такой момент, чтобы обратить внимание ребенка на очертание и форму этих комочков, помочь увидеть сходство с окружающими его в быту предметами.
Чтобы сделать самостоятельные занятия детей лепкой более целенаправленными, необходимо использовать игровые приемы. Например, педагог ставит на стол игрушку (белочку или зайчика) и предлагает детям слепить для этих зверят угощение.
Прием сотворчества ребенка с воспитателем используется как в рисовании так и в лепке. Например: если на поставке закрепить веточку или корзинку – малыши с удовольствием наполнят ее ягодками (шариками) различного цвета и величины, более старшие дети могут наполнить корзинку грибами (формами из двух частей).
Итак, содержание самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста разнообразно. В свободное от занятий время оно может осуществляться в различных формах, что будет способствовать не только развитию эстетического вкуса малыша, но и заряжать его яркими положительными эмоциями.
В этом процессе велика роль педагога, который оказывает ребенку помощь ненавязчиво и тактично, чтобы сформировать у малыша желание, интересы и способности действовать самостоятельно, самому задумывать творческие сюжеты и воплощать их в жизнь.
Педагогическое руководство самостоятельно художественно-изобразительной деятельность ребенка, в отличие от тех приемов, которые педагог использует на занятии, носит косвенный характер, воспитатель чаще всего выступает в роли соучастника. Именно это помогает ему активизировать и мотивировать детей, учить их самостоятельным способам действий, сохранять живость, получать эмоциональное удовольствие от самостоятельного творчества, формировать у детей творческие проявления.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»