Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Природные материалы как средства развития дошкольника в семье и ДОУ

Петрова Татьяна Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 7
Приморского района Санкт-Петербурга
Как известно, в дошкольном возрасте преобладает игра, именно в процессе игры дети приобретают необходимые знания, умения, навыки для дальнейшего становления и развития.
В настоящее время наших детей окружает множество игрушек из пластмассы, металла, резины, бумаги  и др., и не всегда эти игрушки надлежащего качества, нет в них ни души, ни тепла,  они очень ограничены в своём назначении, поэтому ребёнок быстро теряет к ним интерес.
 Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в мире существует огромное количество природных материалов, которые преподносит нам сама природа. Вводя детям в игру природные материалы (песок, вода, шишки, орехи, каштаны, спилы дерева, камни и др.), мы вызываем живой интерес, что способствует развитию фантазии, творческого воображения, памяти, нестандартного мышления, мелкой моторики. Кроме того формируются такие качества как бережность и забота об окружающем мире. Дети учатся сравнивать объекты и явления.
В жизни человека природные игры приобретают особую значимость. Гармоничные игры с добрыми игрушками помогают раскрыть способности ребенка, ускоряя его мысль.
 Цели таких игр – созидательные, развивающие, на радость всем.
Например, «Живая игрушка»- косточка лимона. Цель - на радость всем и вырастить красивый ароматный лимон. Наблюдать за появлением маленького росточка, создавать условия для его роста. Можно вырастить цветочек в подарок, чтобы он радовал того, для кого будет предназначен.
Важно ребенку чаще бывать на природе, наблюдать, слышать естественные звуки природы. Изучить упавший листочек и назвать дерево на котором он рос; запустить в ручеек тоненькую соломинку ,представив ее кораблем и придумать имя отважному капитану. Полезной будет и игра с животными на природе. Гармоничное отношение человека к животному рождает ответное чувство любви доброго друга. В такой игре ребенок получает информацию об окружающем мире, развивает  чувствительность, учиться ориентироваться в пространстве и т.д., что делает его жизнь наполненной смыслом.
Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставляют свой след, пробудят желание узнать еще что – то новое, сделать самому что – то хорошее. Ребенок, видящий  красоту природы, познавши заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.
Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные явления.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий и, если в начале неточным движением он мог повредить игрушку, то в последствии в процессе систематического вреда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания, интереса, любознательности.. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов. Поделки из шишек, ракушек, орехов и др. приносят детям радость. Труд по изготовления из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера.
Существует две основные группы экологических игрушек – твердые (дерево)и мягкие (из шерстяной ,хлопковой или льняной ткани).Деревянные игрушки очень важны для гармоничного воспитания малыша.
Не только дерево способно передавать тепло и положительную энергию. С этой задачей замечательно справляются мягкие игрушки из природного материала.
Традиционные тряпичные, вязаные куклы или связанные из шерсти. Такие игрушки можно сделать вместе с детьми. Игрушки, изготавливаемые своими руками, помогут воспитать человека – созидателя, а не потребителя.
Особое внимание необходимо обратить на игрушки для младенцев. Для малышей надо искать такие игрушки, которые несут в себе смысл и гармонию, должны быть поняты на вкус и цвет, выполнены из природных материалов. При выборе необходимо  четкое понимание, что это игрушка, какой образ предлагается малышу для новых истинных открытий об окружающем мире.
Природный материал – это неиссякаемый источник для вдохновения, обогащения процесса развития ребёнка. Переориентация на «игрушки» естественного происхождения, может стать ключом к более здоровому развитию детей во всех сферах.
 
 
 
Литература
Н.В. Чернякова «Экологическое воспитание в ДОУ»
Л.И.Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»