Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников

Халякина Ирина Владимировна
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка – именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности. Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
         Цель сотрудничества педагогов ДОУ с семьей – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания.
Задачи:
• Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;
• Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;
• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
• Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, объединить усилия;
• Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
• Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;
• Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
• Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
• Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
• Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения
Направления и формы взаимодействия с родителями.
Взаимодействия четырех направлений работы  вовлечение  родителей в совместную деятельность ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО:
 Познавательное - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Наглядно-информационное направление - дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 
Содержание работы педагогов с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы работы с родителями
Коллективные - групповые родительские собрания, конференции, круглые столы
Индивидуальные - педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу
Наглядно-информационные - записи на аудио - и видеоносители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки
Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Классификация нетрадиционных форм:
- Информационно-аналитические (социологические срезы, опросы, «почтовый ящик») - установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
- Досуговые (совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия) - установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми
- Познавательные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация минибиблиотек и др.) -
ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их  в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Одной из таких  форм педагогов является  - общение с семьями воспитанников через  онлайн сервисы интернета.
На сегодняшний день такая форма получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Использования ИКТ: - сайт образовательного учреждения; вебинар; Скайп (Skype); блог; социальная сеть; трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло); электронная почта;  Вайбер (Viber); Whats App.
Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.
Характеристика участия родителей в образовательной деятельности
1.Знакомство с семьей: встречи – знакомства, анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
- индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; оформление информационных стендов; организация выстовок детского творчества; приглашение родителей на детские концерты и праздники; создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте.
3. Образование родителей: проведение родительских собраний; проведение мастер-классов; тренингов.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках; к организации семейных праздников, семейного театра; участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
            Педагоги сегодня должны находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Построение доверительной системы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями на новых принципах имеет хорошие результаты:
• положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
• персонификация и учет индивидуальности ребенка;
• укрепление внутрисемейных связей;
• возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
• возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
         Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
         Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»