Сюжетно-ролевая игра как средство формирования
коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Гришина Наталдья Менсуевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Дошкольное детство-это очень важный период в жизни ребёнка. Ребёнок начинает больше социализироваться, когда общается с взрослыми и сверстниками, а также через игровую деятельность.воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
По мере того как ребёнок растёт, увеличивается его круг общения. Он начинает принимать участие в разных видах деятельности и общественных функциях, стремится к самостоятельности. Отсюда рождается ролевая игра, где ребёнок начинает примерять на себя роли взрослых. Когда ребёнок играет, он создаёт не только события своей игры, но и самого себя. Свойства игры в дошкольном возрасте подчёркивали многие психологи и педагоги. Фридрих Фрёбель писал: «Игра - это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего… Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из неё».
Игра способствует эмоциональному подъёму. В игре дети получают удовольствие от самого процесса деятельности, от того, что они сами делают, от соблюдения собственных правил. Для них главное - процесс, а не результат или оценка.
Актуальностью данной темы является формирование коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре. В игровой деятельности складываются определённые формы общения детей. В игре ребёнок должен проявлять инициативность, общительность, должен координировать свои действия с действиями сверстников. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся не только общаться. Они учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Но дети, которые не умеют играть, просто не знают, чем можно заняться вместе.
Коммуникативные навыки развиваются в сюжетно-ролевой игре по 2 направлениям: общение со сверстниками во время игры, организации её и обсуждения, а также во время взятия на себя роли персонажа игры.
Поэтому коммуникативные навыки выходят за рамки личностного общения. Для формирования коммуникативных навыков, должны решаться следующие задачи:
- развивать интерес дошкольников по отношению к сверстнику как необходимому партнёру для общения и игровой деятельности.
- развивать заинтересованность в общей цели, способствовать устранению коммуникативных барьеров.
- вызвать желание вступать в ролевой диалог, строить взаимодействия через игровой сюжет.
- учить считаться с интересами партнёров.
- формировать адекватные нормы поведения.
Сюжетно-ролевая игра наиболее подходит для формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Но также важную роль играет руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем.
Рекомендации для педагога:
- Нужно всегда помнить, что игра-это ведущая деятельность детей.
- Соблюдать режим дня.
- Необходимо создавать условия для развития разнообразной творческой сюжетно-ролевой игры.
- Изучать теоретические и практические знания по формированию сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
- Изготавливать и подбирать атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
- Приобщать родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствовать проведению сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
- Проводить экскурсии, беседы с детьми для обогащения содержания сюжетных игр.
- Читать художественную литературу.
- Побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы-в совместной игре со сверстником.
- Побуждать детей к разнообразию игровых замыслов.
- Поощрять у детей проявления инициативы, доброжелательность и самостоятельность.
Литература
- Выготский, Л. С Выготский о роли игры в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский //Молодой учёный. – 2017. – №4. – С.324-326
- Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя /Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова. 2-е изд.,испр.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2000.- 96с