Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Знакомство детей раннего возраста с формами предметов

Соловьёва Юлия Николаевна,
воспитатель ГБДОУ № 50
Калининского района Санкт-Петербурга

При знакомстве ребенка с фигурами, взрослый должен правильно называть их названия. От ребнка в этом возрасте требовать названий совсем не обязательно. Если ребёнок пытается назвать фигуру, то ограничивать его не нужно. Взрослый должен поддерживать речевую активность детей похвалой и корректными поправками произношения.
Сначала дети знакомятся с простыми фигурами: кругом и квадратом; взрослый помогает им сравнить фигуры (круг  ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывает, как обвести контуры фигур пальцем. Когда ребёнок усвоит эти формы, его знакомят с овалом,треугольником, прямоугольником.
Дети двух лет зрительно воспринимают форму предмета.На этом этапе их знакомят с плоскими геометрическими фигурами,без запоминания их названий.Позже и с объемными геометрическими телами. Дети двух лет в основном могут опознать фигуру по её поверхности. В этом возрасте дети  называют отдельные геометрические фигуры, используя слова "шарик", "кубик", "кружок" или сравнивают форму реального предмета с геометрической. При этом дети воспринимают как обычные предметы геометрические фигуры. Дают им знакомые названия предметов, на которые эти фигуры похожи. Например, круг называют солнцем.
Знакомя ребёнка с геометрическими фигурами, показывают две разные фигуры. Сначало ребенок воспринимает каждую фигуру отдельно, не выделяя различия и сходства между ними. Поэтому на следующих занятиях знакомства с геометрическими фигурами, круг и квадрат, находящиеся у взрослого, будут отличаться от круга и квадрата у ребенка, сначала по величине, затем по цвету, а потом и по цвету, и по величине. Вопрос взрослого будет звучать  также: «Покажи тоже самое, что у меня». Ребенок постепенно начинает отделять форму от других признаков предметов.
После трёх лет дети запоминают геометрические формы и их названия. И используют эти знания в различных ситуациях.
При знакомстве ребенка с фигурами обязательным  условием ставится правильное научное называние их взрослым. От детей в этом возрасте требовать названий совсем не обязательно. Но если малыш пытается назвать фигуру, то ограничивать его не следует. Давайте поддерживать речевую активность детей похвалой и корректными поправками произношения!
Нужно предоставить различные варианты действий ребёнка с фигурами: раскладывание игры,по коробочкам, прокатывание,сравнение, конструирование, подбор и т. д. Надо помнить, что ребёнок получает первые сведения о геометрических фигурах  во время игры.

Чтобы ребёнок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игры, в ходе игры с которыми, он начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры .На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой—не такой»), не называя ее.

 Можно организовать игры с ребёнком  в непринужденной обстановке, в общении со взрослыми. Мама при накрытии на стол ставит посуду на него, в присутствии ребенка. Мама показывает  ребёнку донышко тарелки, чашки,  круглый поднос и т. д, назвая их форму. Если они  круглые, сказать слово "круг". Мама дает ребенку салфетку,развернув её и называя форму "квадрат".

 Совместные игры взрослых и детей по ознакомлению с геометрическими фигурами
«Найди пару»
Материал: различные геометрические фигуры разного цвета и размера. Один набор у взрослого, один – у ребенка.
Ход игры.
Взрослый показывает одну из геометрических фигур, называет ее. Ребенок ищет у себя такую же (по форме). Они убираются  в коробку.
«Подбери крышку»
Материал: полые цилиндр, куб, прямоугольная или треугольная призма, цилиндр с основанием овальной формы. Крышки, форма которых соответствует форме оснований объемных фигур. В качестве материала можно использовать сувенирные коробки разных форм с крышками; маленькие игрушки по количеству коробок.
Ход игры.
Ребенку предлагается спрятать игрушку в коробку и закрыть крышку, чтобы никто не нашел. Во время действий ребенка надо называть геометрическую фигуру, на которую похожа форма крышки коробки.
«Составь цепочку»
Материал: различные плоскостные и объемные геометрические фигуры.
Ход игры.
Взрослый предлагает детям сделать красивую цепочку. Для этого надо продолжить выкладывать начатые им геометрические фигуры.
«Сделаем флажки»
Материал: палочки и плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры.
Взрослый выкладывает палочки и предлагает ребенку сделать красивые флажки (приложить к палочке флажок — геометрическую фигуру).
«Воздушные шарики»
Материал: нитки (разного цвета), круги и овалы (большие и маленькие, разноцветные).
Ход игры.
Взрослый выкладывает нитки и предлагает «привязывать» к ним воздушные шарики (положить рядом круг или овал).
«Укрась салфетку»
Материал: плоские геометрические фигуры (большие и маленькие).
Ход игры.
Взрослый выкладывает большие геометрические фигуры и объясняет, что это салфетки. Предлагает ребенку украсить салфетку: положить сверху такую же геометрическую фигуру, но маленькую.
«Попробуй догони»
Материал: Четыре игровые карточки с окошками по форме геометрических фигур (в каждом окошке изображение тех, кому надо помочь убежать и спрятаться: мышки, зайчики, жучки, колобки); в правом верхнем  углу карточки  изображен тот, кто догоняет, от кого прячем: кот, волк, птичка, лиса); семь геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, трапеция, овал, ромб, прямоугольник).
Ход игры.
Взрослый показывает карточку, рассказывает, что мышки (зайчики, жучки, колобки) убегают от кота (волка, птички, лисы), который хочет их поймать и съесть. Просит ребенка пожалеть мышек (зайчиков, жучков, колобков), спрятать их от кота (волка, птички, лисы). Объясняет, что для этого надо из всех геометрических фигур выбрать подходящую и закрыть ею окошко,  в котором видна мышка (зайчик, жучок, колобок).
«Рассказываем сказку»
Материал: различные геометрические фигуры.
Ход игры.
Взрослый показывает геометрические фигуры. Выкладывает какое-либо изображение (домик, елочку, котика, зайчика или  еще что-либо) и рассказывает придуманную им самим историю про выложенный из геометрических фигур персонаж.
«Разложи в коробочки»
Материал: склеенный из трех пустых спичечных коробков пенал. Сверху пенал должен быть обклеен сплошным листом бумаги и сверху на каждой коробке приклеена или нарисована геометрическая фигура. Набор маленьких разноцветных геометрических фигур.
Ход игры.
Взрослый предлагает ребенку набор геометрических фигур. Каждой фигуре надо найти свое место – положить в свою коробочку.
«Чудесный мешочек»
(Чудо-коробочка, волшебный стаканчик, чудо-корзинка.) Название игры зависит от того, куда складываются геометрические фигуры.
Материал: Чудо-коробочка, в которой находится набор объемных и плоскостных геометрических фигур.
Ход игры.
Ребенок достает по одной фигуре, а взрослый ее называет. Если ребенок хочет, он может повторить название.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»