Нарушения психомоторики у детей с ОНР
Тагиева София Гасановна
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что что из важной роли, которую играет двигательная функциональная система в повседневной жизнедеятельности ребенка, в психическом развитии и формировании личности, вытекает необходимость создания таких условий, организации такого образа жизни, которые обеспечивали бы ребенку на всех возрастных этапах оптимальную двигательную активность, содействующую эффективному развитию моторики и взаимосвязанной с ней психической сферы. Необходимость направленной работы по развитию двигательной сферы детей требует от участников образовательной деятельности обширных знаний и сформированности представлений о двигательной функциональной системе, психофизиологических механизмах ее становления и функционирования, о закономерностях развития психомоторики, средствах коррекции и мерах профилактики двигательных нарушений.
Отправной точкой современных фундаментальных и прикладных исследований, посвященных психомоторике, является естественнонаучная теория рефлекса И.М. Сеченова, включающая идеи целостного понимания человека через характеристики его поведения, объективизации в мышечных движениях всех форм психического отражения, признания двигательного анализатора интегратором анализаторных систем индивида. Учение о рефлексах головного мозга позволило связать психомоторную функцию с работой высших отделов центральной нервной системы человека, высветить ее психическую обусловленность, способность отражать объективную информацию о его двигательном поведении, контролировать движения и эффективно управлять ими.
С позиции учений о функциональных системах П.К. Анохина, физиологии активности Н.А. Бернштейна, теории динамической мозговой локализации психических функций А.Р. Лурия психомоторика предстала сложной многоуровневой динамической саморегулирующейся функциональной системой, детерминированной интеграционной деятельностью структур мозга, психофизиологической целостностью единой психологической системы человека, включенной во множество одновременно сосуществующих и саморегулирующих функциональных систем. Это позволило трактовать двигательное поведение человека как процесс интеграционной деятельности различных психических систем, временно объединенных в единую функциональную систему, с последующим анализом результатов отражательной деятельности. Механизмом осознания последней выступают речь и средства невербальной коммуникации.
Этот механизм формируется не сразу, а в результате перехода от тактильно-двигательной к зрительной и мыслительной ориентировке. Он связан с пошаговым изменением структуры психики ребенка, начиная с расчленения слитых ощущений различной модальности, непосредственно связанных с двигательной активностью, с последующим дроблением (дифференциацией в терминах Н.И. Чуприковой) чувственного опыта младенца, наблюдаемого до появления мысли, далее к приобретению способности мыслить абстрактами или символами, подкрепляемой употреблением словесных знаков для удержания в сознании отделяемых из потока действительности отдельных ее составляющих, и, наконец, возникновения внечувственного мышления, характеризующегося возможностью ребенка оперировать «чистыми» знаками. Благодаря слову осваиваемое двигательное действие отражается в сознании ребенка в виде интегрального психического образа, он становится способным осознавать, осмысливать и эмоционально оценивать свое двигательное поведение. Однако при общем недоразвитии речи этого не происходит. У ребенка с ОНР наблюдаются различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой функции, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Причем у детей первого уровня общего недоразвития речи
средства общения крайне ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний. При общем недоразвитии речи второго уровня речь ребенка относительно сохранна. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характерно наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Но, поскольку психомоторная функция, за исключением детского церебрального паралича, не входит в структуру основного дефекта, то нарушения психомоторной функции детей описываются расплывчато, как некоторое отставание в развитии, которое проявляется в плохой координации движений, снижении скорости выполнения двигательного действия, в трудностях выполнения движений по словесной инструкции, в неспособности воспроизведения двигательного задания по заданным пространственным и временным параметрам, в нарушении ритма движений и последовательности элементов действия, недостаточном развитии координации пальцев кисти рук, «застревании» на одной позе
Общая моторная сфера детей с ОНР характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса.
Приведенные особенности психомоторики детей с ОНР можно отнести ко всем типам нарушенного развития, включая умственную отсталость, задержку психического развития, аутизм, комплексные нарушения и т.д. Сложившееся положение обусловливает необходимость дальнейшего поиска путей изучения психомоторики детей с ОНР как динамичной саморегулирующейся функциональной системы.
Вывод: при развитии личности, включая личность детей с ОНР повышается потребность в общении со своими ровесниками и в общих играх в коллективе.
1. Возрастает потребность в общении с другими детьми;
2. За уровнем интеллектуального развития ребенок готов к поступлению в школу;
3. Несколько замедляется процесс роста;
4. Активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем;
5. Продолжительность дневного сна 2-2,5 ч., ночного - 10-11 ч.;
6. Развиваются тонкие двигательные привычки: умение кататься на двухколёсном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать.
7. Очень хорошая память: дети легко запоминают стихи, рассказывают сказки, усваивают чужой язык;
8. Особенно важна чёткая организация воспитательной работы дома и в детских коллективах.