Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание развивающенй предметно-пространственной
среды в подготовительной группе ДОУ

Лагутина Светлана Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
  В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
          Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
          Для решения данных задач мною созданы следующие условия:
          В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в подготовительную к школе группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. В ходе  моего самоанализа и проведенной мною работы в подготовительной группе я помогаю дошкольникам поменять и  легко  принять  это новое положение.
          Предметно - пространственная среда данной группы  содержательно насыщена  с учетом возрастной особенности группы, таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, уделяется  большое внимание для подготовки детей к школе, много дидактических игр для развития мелкой моторики, для укрепления кисти рук, пальцев. Оформлены уголки знания, где дети развивают математические навыки, развивают речь.
 Кроме того, при организации игрового пространства также учитывался гендерный аспект (помещение делится на игровые зоны для мальчиков и девочек). Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. В группе смоделированы конкретные ситуации для сюжетно-ролевых игр :парикмахерская ,магазин, дом ,врач .шофер все возможные .конструкторы побуждающие к изобретательности  , трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с подвижными частями. Например, в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощи» мальчикам при необходимости, с в соответствии с сюжетом игры 
           Групповое помещение разделено на центры (зоны), которые состоят из учебной и игровой. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям.
          Всё пространство предметно-пространственной  среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
          Для формирования группы использовался единый стиль: светлые тона окраски стен, белый потолок, яркое освещение, все это  бесспорно дает пространству оптическое расширение. Созданная в группе обстановка успокаивает, уравновешивает  эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.
          Для реализации задач образовательной области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» созданы следующие условия:
          Мебель в группе расположена так, что пространство при организации форм взаимодействия между детьми позволяет им легко решить свои цели и задачи. Мебель (столы прямоугольной формы и столы - подковы) легко трансформируется в зависимо от образовательной ситуации.
          В зонах находятся шкафчики и  полки с пособиями и материалами для самостоятельной деятельности: настольные и настольно-печатные игры, материалы для продуктивной деятельности, математические и речевые уголки. Все полки открыты и доступны для ребенка.
          Рабочая зона - это удобное рабочее место, где ребята играют в настольные игры. Также используется мольберт и магнитная доска для выполнения  индивидуальных и подгрупповых упражнений.
         Удобное место отведено для художественного творчества, где ребята в свободное время рисуют, лепят, делают аппликации. Так же там присутствуют материалы для ручного труда. Зона активно используется детьми и способствует формированию дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок.
           Музыкально–театральный уголок оснащен набором музыкальных инструментов: металлофон, дудочки, барабаны, бубны, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, свистульки  (некоторые из них сделаны воспитанниками группы и их родителями). Группа оснащена аудиотехникой и аудиокассетами и дисками с записью детских песен.
          Театральная зона мною оснащена так , чтобы дети могли реализовать свои актерские задатки. Для этого в театральной зоне есть необходимые  костюмы (для мальчиков и девочек), большое количество головных уборов (шляпы, фуражки), короны,  театральные куклы «би-ба-бо», маски и т.д    
 Для конструктивной деятельности в группе создан строительный уголок. Он содержит строительные конструкторы больших и малых форм, плоскостные архитектурные фигуры, мозаики. Образцы конструкций, картинки, схемы, чертежи создания строительных построек и конструкций, мелкие игрушки для обыгрывания.
          Уголок природы состоит из двух частей: экологической и экспериментальной и расположен в удобной зоне. Зона является украшением группы и помогает детям саморазвиваться. В этой полифункциональной зоне находятся стол с углублениями для воды и песка, а также необходимые природные материалы, сыпучие продукты, бросовый материал. Также есть разнообразные приборы для исследования (разные лупы, микроскоп, песочные часы, палочки, сито, компас и т.д.), схемы моделей и таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
          Для реализации задач «Социально-коммуникативной» области создан уголок краеведения и патриотизма, в котором содержится литература и пособия в соответствии с возрастом детей. Дети знакомятся с символикой государства, с историей родного района, города. Уголок оснащен картой Санкт-Петербурга, флагом России, открытками с достопримечательностями родного города.
          Для продуктивных видов деятельности в помощь воспитателю создана специальная картотека с необходимым материалом для развития детей. Разработанная картотека используется, как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
          Большая часть группы отведена для активной деятельности детей. Ценность игры для детей дошкольного возраста, как ведущего вида деятельности, заставила обратить особое внимание на позиционирование активной зоны. Наполнение этой зоны предназначено для развития сюжетных и режиссерских игр, а именно: традиционные игрушки, игрушки-трансформеры, сюжетообразующие наборы, макеты и модели, крупные напольные конструкторы.
         Свободное пространство, соединяющее два стеллажа, может использоваться вариативно. Оно служит для реализации игрового замысла. Непосредственная близость стеллажей, содержащих материалы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Побуждает развитие различных игровых сюжетов.
         В моей группе дети удовлетворяют потребность в двигательной активности, используя спортивное оборудование. Оно находится в специально отведенном месте. Для физического развития детей оборудован физкультурно-оздоровительный уголок. В нем находятся малые и большие мячи, обручи, скакалки, кегли, мешочки с грузами (малые и большие).
            Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы и проводимых мероприятиях. Имеются уголки детского творчества выставки работ детей для родителей.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»