Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль игры в развитии математических способностей
детей дошкольного возраста

Якушева Валерия Геннадьевна,
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ Детский сад N2 Компенсирующего вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга 

          Игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Через игру в мир ребенка входит свет, вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - зажигающая огонек пытливости, любознательности (В.А.Сухомлинский). Математика - это, язык на котором написана книга природы (Г.Галилей). От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний (Л.А.Венгер). Большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие . В математике есть уникальность, она обладает развивающим эффектом. Изучение математики способствует развитию речи, воображения, памяти, эмоций; формирует терпение, творческий потенциал личности. Математика наиболее трудный предмет. Педагог в игре дает ребенку почувствовать, что он, ребенок, может понять и усваивать не только частные понятия, но и общие закономерности. Главное ребенок познаёт радость при преодолении трудностей. Очень важная задача у педагога Дошкольного учреждения является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к математике должно через использование потех, считалок, загадок (т.е. устное народное творчество) . Так ребенок быстрее и легче усвоит поставленную перед ним задачу. Обучение математике не должно быть скучным, ребенок охотнее усваивает и надолго запоминает то, что ему интересно, то, что его удивило и обрадовало. В свое время выдающейеся педагоги (К.Д.Ушинский, А.Т.Усова) обращали огромное внимание на те большие возможности малых фольклорных форм, как средство воспитания и обучение детей. Повторюсь, эти маленькие поэтические произведения полны таких ярких образов, что это дает в дошкольном возрасте играя учиться счету, развивать мышление, память, тренировать ум. В свою очередь, элемент устного народного творчества оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Если ребенок не понимает словесную инструкцию, то не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Понятие  «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимно cвязанных и взаимно обусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве. В современном мире умственное воспитание важно и актуально. Научить ребенка мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить решение. И только игра, игровой подход поможет справится со всеми задачами при обучении математике. Ведь, именно математика оттачивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, воображение, речь. В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). В игре развивать такие понятия намного легче , ведь дети проживают в игре роли, они великолепный актеры. «Покажи по- разному» - в этой игре, ребенок играя,  с радостью учится операции сравнения, совершенствуется координация.
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: (обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение). Настольно-печатные игры «Цвет и форма», «Мосты», «Прозрачный квадрат».
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация) . Согласно исследованиям, основы основания моделирования закрадываются в дошкольном возрасте. Метод моделирования разработал Д.Б.Элбкониным , Л.А.Венгром. Заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, модулей. которые в наглядной и доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет заменяется другим, его изображением, знаком, это несет огромную ценность в развитии детей.
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация)
  5. Овладение детьми математическими способами действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивость, смекалка, стремление к поиску нестандартных решений.
  7. Развитие точной аргументированной и доказательной речи, развитие словаря ребенка.
  8. Развитие инициативности, активности детей. Очень важно в дошкольном учреждении воспитателю, так выстроить процесс обучения математики, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно занимался. Поэтому так важна игра, правильно организованные занятия в игровой форме, помогают ребенку усвоить материал, раскрыть себя. ФГОС требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями, привлекательными, ненавязчивыми, радостными. Игра - многопланова и является игровым методом обучения и формой обучения, а также и самостоятельной игровой деятельностью и средством воспитания личности . 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»