Инновационный подход к развитию элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста
представлений у детей дошкольного возраста
Сюмкина Марина Александровна
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста является одной из актуальных в педагогике, в том числе в контексте преемственности дошкольного и начального школьного общего образования.В дошкольном возрасте существуют все предпосылки для развития математического мышления и математических способностей. В целях совершенствования содержания и методов развития у дошкольников математических представлений мы проводим обучение детей по программе интегративного курса «Математика и конструирование», разработанной А. В. Белошистой.
Уникальность методики Анны Витальевны Белошистой заключается в использовании геометрического материала, который позволяет основательно и глубоко подготовить дошкольника к изучению математики в школе (не зависимо от того, по какой программе будет осуществляться дальнейшее обучение). Используемые на занятиях игры и упражнения развивают не только математические способности, но и речь, моторику, координацию, внимание и усидчивость. Быстрое и качественное овладение ребенком необходимыми учебными умениями и навыками, происходит без силового нажима и без специальной установки на усвоение и запоминание. Так же учитываются и индивидуальные особенности ребенка. Даже «медленно думающий» ребенок может показать положительные результаты.
Автор предлагает выстроить систему формирования конструктивных умений ребенка в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений, объединяя два традиционна разводимых в методике дошкольного обучения вида деятельности: конструирование и обучение математике.
Роль ведущего содержания отводится геометрическому материалу и действиям с ним, работа с числом и всеми сопутствующими материалами является работой «второго плана», встроенной в процесс самостоятельной конструктивной деятельности ребенка. В этом случае знания и умения арифметического характера усваиваются дошкольном «параллельно», в процессе интересной и понятной ему деятельности с геометрическим материалом.
Суть подхода в программе А. В. Белошистой «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т.п. При этом процесс сводится к всестороннему стимулированию развития логического мышления ребенка. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т.е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на формирование и развитие математических способностей дошкольника.
Эффективность программы подтверждена нами на практике. Мы занимались систематично и последовательно по программе А. В. Белошистой со второй младшей до подготовительной группы.
В своей деятельности мы использовали такие формы работы с детьми как - игры-занятия, игры - экспериментирования, праздники и развлечения, математические КВНы.
Дошкольников увлекали включенные в задания элементы сюжета, возможность действовать с материалом. На занятиях по данной программе мы применяли различные дидактические средства: пластмассовые рамки (трафареты) с прорезями в виде геометрических фигур, разноцветную мозайку, счетные палочки, «математические наборы», наборы геометрических тел и конечно игрушки.
Для более углубленной работы с детьми мы, начиная со 2 младшей группы использовали тетрадь, которая прилагается к пособию. В ней содержатся упражнения и игры конструктивного характера, упражнения на развитие мелких мышц кисти руки, упражнения на развитие пространственного мышления и творческого воображения. Эти тетради используются и для индивидуальных занятий с детьми, как способными, так и имеющими проблемы в работе с материалом. Тетради так же помогали организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий.
Мы старались не ограничивать детскую активность, поощряли каждого ребенка и вместе с ним экспериментировали, наблюдали, действовали, размышляли, искали ответы и ставили новые вопросы. Необходимо понимать, ничто не приходит само по себе, ребенок обучается не тогда, когда он наблюдает за взрослыми, а когда он имеет возможность непосредственно действовать.
Особое внимание при выполнении заданий уделяли неправильным ответам детей. Нужно обязательно проанализировать весь путь решения и вывод, который был сделан, помочь дошкольнику не только понять ошибку, но и причину ее появления.
Используя на своих занятиях методику Белошистой А.В. мы пришли к выводу, что дети значительно легче усваивают математический материал; что создается возможность выйти за пределы того объема математических знаний, которые предусмотрен «Программой воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.