Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль педагога в формировании личности ребенка
дошкольного возраста в условиях интернатного проживания

Московская Светлана Михайловна
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца! Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.  Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других,  оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие общения ребенка со сверстниками. Взрослый является образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками,  ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М.И.Лисина, 1974).
Особенно важна роль педагога в формировании личности ребенка-дошкольника, оставшегося без попечения родителей. Социально-психологическая  поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, особенно важна. Многие дети, поступающие в учреждение интернатного типа, пережили сложные жизненные ситуации в прошлом, сталкиваясь с алкоголизмом родителей, наркоманией, насилием, жестоким поведением в семье, а кого-то просто очень рано оставили на попечение государства. Все они были подвержены множеству психотравмирующих факторов, имеют травму привязанности, отсюда у таких детей возникает множество психологических нарушений и,  как следствие, психологических защит. Воспитанники уязвимы и ранимы, несмотря на то, что дети, как правило, стремятся показать и доказать обратное. Психика ребенка в данном случае весьма неустойчивая, дети не имеют внутренней опоры, оттого им и сложно справляться с жизненными ситуациями. В этот период дети проявляют себя по-разному: многие наращивают «психологический панцирь», чтобы выжить в условиях учреждения; другие впадают в агрессию, пытаясь защититься; третьи подвержены апатии и полностью пассивны — такая форма защиты позволяет все время оставаться в стороне, избегая неудач. Существующая практика показывает, что в интернатных условиях дети зачастую не являются субъектами собственного развития, они, скорее объекты ухода, воспитательного воздействия, различных медицинских мероприятий. В связи с этим они выходят в мир абсолютно неспособными найти себя, реализовать свои планы. Чтобы не допустить негативных последствий от пребывания в учреждении интернатного типа, нужно уделять должное внимание психологическому состоянию детей, их эмоциональной сфере, осуществлять коррекцию травм и поведения, помощь в процессе адаптации к благополучному социуму, духовно-нравственное воспитание ребенка.
Социально-психологическая поддержка имеет реальный смысл тогда, когда она постоянна и пронизывает все аспекты развития ребенка - сироты  и формирования его как личности. Но кто будет любить и поддерживать детей в учреждениях интернатного типа, заботиться о них? В настоящее время специалистами, контактирующими с детьми - сиротами,  являются воспитатели, логопеды, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, имеющие  соответствующую профессиональную подготовку, учитывающую не только общие законы развития личности, возрастной и социальной психологии, но и особенности формирования личности и ее жизненных установок. Педагоги  разрабатывают  программы для регулярных, систематических мероприятий по социальной адаптации,  программы социальной поддержки детей, групповые мероприятия по улучшению коммуникации. Их целью является создание положительного эмоционального фона в группе, формирование более доверительных отношений среди воспитанников, сплочение группы. Для улучшения навыков общения и налаживания новых социальных контактов, выходящих за рамки учреждения, в котором проживают дети, организуются открытые мероприятия по развитию коммуникативных навыков на базе детских центров, где дети контактируют с другими детьми. В ходе таких мероприятий дети – сироты знакомятся и завязывают дружбу со сверстниками из других детских садов. Эти взаимодействия расширяют кругозор, позволяют получить новый опыт, по-другому взглянуть на себя и на других, повысить самооценку, снять эмоциональное напряжение. Кроме того, проводятся тематические занятия с включением  в них элементов игры. Они могут быть на тему существующих профессий, пропаганды здорового образа жизни, межличностных отношений, бытовых и каждодневных ситуаций. Занятия проводятся в игровой форме и разнообразных видах деятельности. Благодаря таким занятиям, дети приобретают навык рефлексии и самораскрытия, учатся лучше чувствовать собственное эмоциональное состояние, признавать и преодолевать трудности в игровой форме, получая поддержку и со стороны педагогов и со стороны сверстников. Включение  в жизнь ребенка творческих видов деятельности, развивающих его способности, помогающие ему поверить в свои силы, узнать новое о себе и своих желаниях. Ввиду того что ребенок, находящийся в учреждении интернатного типа, как правило, не знает своих корней, предыдущего поколения, ему сложно сформировать представление о себе в настоящем, о долге, патриотизме, преданности, смысле жизни и своем пути, трудно ставить жизненные цели. Это связано с прошлой жизнью и с памятью, ведь без этого увидеть дальнейшую перспективу невозможно. Получается, что человек с детства лишается системы координат, пребывает в одной точке. Поэтому, важно компенсировать нехватку перспективы хотя бы какими-то фактами из истории жизни детей: хранить их памятные вещи, поддерживать и не терять значимые контакты, по возможности восстановить историю жизни из рассказов или показаний других людей. Такая работа помогает  ребенку найти себя и сформировать самоидентичность.  Ключевым моментом в работе с детьми – сиротами остается их близкая дистанция со значимым человеком. Важным условием успешной поддержки детей в интернатном учреждении является проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития ребенка, осознание им факторов, способствующих развитию, эмоциональное стабильное состояние ребенка, его психическое равновесие, вариативность воспитательной среды, обеспечивающие  возможность выбора, успешность деятельности ребенка, ее позитивная оценка, гарантия безопасности.  Педагоги,  работающие с детьми, оставшимися  без попечения родителей в учреждениях интернатного типа,  понимают, что воспитательно- образовательную  деятельность нужно строить, основываясь на любви и уважении к ребенку, на оптимизме, вере в его способности.
Способность педагога «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания, например, эмоциональное содержание картины воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду с внешними особенностями поведения педагога, наиболее значимым для детей является эмоционально-оценочное воздействие. Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индивидуально-личностные особенности этой стороны поведения педагога. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые педагог проявляет при общении с ним. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других,  оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация воспитательно- образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.
Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
 Уровень познавательной активности в дошкольном возрасте определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром. В роли значимого взрослого в интернатном учреждении выступает воспитатель. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого педагога.
Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:
- способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;
- умения обеспечивать внутригрупповое общение;
- знания особенностей психического развития детей;
- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
- способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;
- умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
- способность отказаться от ориентации на авторитеты;
- умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
- готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;
- креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (воспитателя, педагогов), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям, пережившим психические травмы,  так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам .
Педагог должен видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.
 Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательному процессу в целом.
 Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.
Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает,  анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные:
- мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога.
Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздействия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привлекают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?».
Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воздействием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению выдвинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога
 В современных условиях необходимы  специфические требования к педагогу дошкольной группы интернатного учреждения для реализации целого ряда педагогических функций:
- информационной, предполагающей умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала;
- побудительной, предусматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом;
- конструктивно-организаторской, включающей в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности ребенка;
- диагностической, содержащей умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы;     
 - координирующей, предполагающей наличие следующих умений: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения;
- коммуникативной, требующей от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым, вежливым.
 Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников:
- метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
- метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
 Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольников, воспитывающихся в интернатном учреждении. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность, сформировать самооценку. Педагог должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.
Воспитатель и ребенок… Как измерить ответственность педагога перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми  в условиях круглосуточного проживания и происходит развитие личности ребенка, где он проводят значительную часть своей жизни.
 
Московская С.М., методист СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 12»
 
 
Список использованной литературы:
1. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации  пространства детства : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2000. 44 с.
2. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей: почему родители должны быть важнее, чем ровесники. М. : Ресурс, 2002. 377 с.
 3. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О. И. Ключко. СПб. :

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»