Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО
Малина Татьяна Владимировна
Развитие системы дошкольного образования в настоящее время стало одним из приоритетных направлений развития образования в Российской Федерации. Однако подобное развитие невозможно без активности со стороны тех, кто непосредственно осуществляет образовательную работу с детьми и родительской общественностью, тех, кто осуществляет поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.Педагог для ребенка значимая фигура, поэтому именно на него возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми. Рядом с дошкольниками должен находиться высококвалифицированный профессионал. Педагог должен быть творческим, активным, должен уметь применять достижения науки и передового педагогического опыта. Для того чтобы повысить профессиональную компетентность педагогов необходима творчески организованная методическая работа, работа, основанная на достижениях науки, анализе затруднений педагогов, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Повышение компетентности и информированности педагогов, развитие их конструктивного взаимодействия способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОО, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива ДОО. Проводятся педсоветы систематически и решают разные задачи для воспитателей. Я стараюсь использовать игровые и наглядные формы проведения педагогического совета: мастер-класс, просмотр фильмов, компьютерные презентации, мозговой штурм, практикум, дискуссии, деловые игры: «Турнир эрудитов», «Физкультурно-педагогический забег», «Педагогическое лукошко», «Поле чудес». Это позволяет увидеть и опробовать новые методы на себе и внедрить их в свою деятельность. Кроме того, педагоги могут перенять эти методы работы для проведения родительских собраний, чтобы увеличить посещаемость мам и пап и донести ценную информацию в интересной форме.
На педагогических советах мы обсуждаем и решаем вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения. Тематика педсоветов определяется задачами в годовом плане ДОО. При необходимости в него вносим дополнения и уточнения. Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов: уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников. В состав совета педагогов входят все педагоги ДОО, старшая медицинская сестра, приглашаются представители школ, родители воспитанников.
Обязательными в системе методической работы с кадрами в нашем учреждении являются семинары, семинары-практикумы, педагогические тренинги, практические занятия, направленные на решение наиболее актуальных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Они играют важную роль в повышении педагогической и психологической компетентности педагогов, совершенствовании их профессионального мастерства. В начале учебного года по согласованию с коллективом педагогов выбираем темы семинаров, разрабатываем конкретный план их работы, который утверждается советом педагогов. На семинарах и семинарах-практикумах обсуждаем проблемы, знакомим с новинками литературы и передовым опытом по этому вопросу, выполняем практические задания, осваиваем элементы техники педагогического труда, наблюдаем за работой своих коллег.
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма как консультирование педагогов (консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.). Основные консультации планируются в годовом плане ДОУ, отдельные проводятся по мере необходимости. Используя разные методы при проведении консультации, я стремлюсь не просто передать знания педагогам, но и стараюсь сформировать у них творческое отношение к деятельности.
Кроме классического проведения консультаций в виде выступления, дискуссий, использую и другие активные методы консультирования:
– Консультация-парадокс «Творческая ошибка»
– Экспресс-консультация. Для проведения предлагаются разные задания: из нескольких ответов, записанных после вопроса, выбрать правильные, по фотографии определить правильность организации детей на различных занятиях, в играх, показать отдельные упражнения, движения, принять участие в аукционе загадок, считалок, игр, упражнений.
Проводятся консультации не только мной, но и воспитателями, специалистами: педагогом-психологом, учителями-логопедами, музыкальным руководителем и др. Для проведения консультации я выбираю наиболее опытного и компетентного в данном вопросе воспитателя или воспитателя, испытывающего трудности именно по данному вопросу. При проведении консультации я предусматриваю элементы обратной связи, т.е. активно включаю воспитателей в воспроизведение, изучение, закрепление материала. Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему, мной используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос.
Также огромное значение в повышении профессиональной компетенции педагогов имеют различные смотры, смотры-конкурсы, проводимые в нашей ДОО: «Лучший экологический проект», «Театральная гостиная», «Лучшее новогоднее украшение группы», «Мой друг – дорожный знак», «Воспитатель года». Конкурс – интересное и волнующее событие в жизни каждого конкурсанта, возможность по-иному взглянуть на себя, на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других.
Безусловно, важнейшей и наиболее эффективной формой методической работы с педагогами является организация в ДОО открытых просмотров образовательной деятельности. Открытые просмотры организуем к разным методическим мероприятиям, к советам педагогов, в процессе аттестации педагогов, в дни открытых дверей.
Новые программы, новые технологии, а также внедрение в образовательную систему ФГОС ДО требуют новых знаний, умений, поэтому необходимо постоянное повышение профессиональной квалификации педагогов. Для эффективного внедрения ФГОС ДО в нашем образовательном учреждении я провожу обучающие семинары и консультации по темам: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: структура и содержание», «Формирование основной образовательной программы дошкольного образования с учетом примерной ООП ДО», «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а также наш детский сад регулярно принимает участие во Всероссийском мониторинге «Внедрение ФГОС ДО».
Наши педагоги повышают свою профессиональную квалификацию различными способами: курсы повышения квалификации, наблюдение и анализ работы опытных педагогов, самообразование, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах, конкурсах различного уровня. Эффективным методом повышения квалификации является самообразование. Организуя и контролируя работу педагогов по самообразованию, я помогаю им выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
Повышение квалификации охватывает всех педагогов. Направляя педагогов на те, или иные курсы, семинары или конкурсы, я всегда учитываю сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и их тематику.
По возвращении с курсов каждый педагог в разных формах методической работы: «Давайте попробуем», «Учимся снова», «А я делаю так…», «Это интересно» знакомит коллектив с новинками науки и практики, содержанием своей курсовой работы или проектом.
Такая система методических мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов, их организация и проведение, формирует активную позицию воспитателя, расширяет профессиональные интересы, способствует развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации и самостоятельности