Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Элементы акватерапии в работе педагога-психолога ДОУ

Абу Айда Ирина Геннадьевна
Педагоги-психологи детских учреждений давно пытаются найти универсальные средства взаимодействия с детьми и взрослыми с различными целями.
Одним из таких, на наш взгляд, универсальных средств являются игры с водой.
Давно замечено, что для гармонизации человека  необходимо взаимодействие с природой  во всех ее проявлениях. Одним из уникальных природных компонентов является вода.
          Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды  известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством  в течение столетий и даже тысячелетий. 
Акватерапия как одно из направлений физиотерапии  и медицины эффективно используется  специалистами  и других  наук. Например, элементы акватерапии широко внедряются в педагогику и психологию как профилактические методы в работе с детьми и взрослыми. Не  секрет, что игры в воде  и с водой - самые любимые детьми. 
Посредством  водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические  процессы.
 С  помощью игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается  психоэмоциональное  напряжение  в моменты осенне-весенней перестройки организма.
Воздействие воды деликатное и мягкое, ее свойства -  текучесть и бесформенность - дают возможность широкого проявления  личности, а также не требуют никакой особой дополнительной организации процесса игры. Необходимо  лишь  желание и творческое  воображение  педагога.
Современному человеку, живущему в большом городе, необходима ежедневная психологическая разгрузка. Что может сравниться  по расслабляющему эффекту с теплой ванной  после напряженного рабочего дня  или забавными водными детскими шалостями с разнообразным материалом.
Игры и взаимодействия с водой использовались в нашей работе с детьми:
как профилактика негативных эмоций (агрессии, тревожности, плаксивости и др.);
как стимуляция познавательной сферы;
как релаксационное средство воздействия  на детей и взрослых.
Особенно актуальны игры с водой как профилактика негативных эмоций.
Полезным этот метод оказался для снятия психоэмоционального напряжения   в период адаптации  малышей к детскому учреждению. Первоначальная идея работы с водой возникла у нас именно при подборе эффективных методов в адаптационный период.идея использовать теплую воду для игр и релаксации детей возникла именно при отборе  «быстродействующих» и  успокаивающих методов для малышей  в осеннем  адаптационном периоде. Температура воды  и длительность воздействия подбиралась опытным  путем  с учетом особенностей детей.
Мы заметили, что детям с элементами гиперактивности комфортнее  игры с погружением рук до локтевого сустава при температуре в диапазоне 27-30 градусов С и не более 10-15 минут, так как излишне теплая или прохладная  вода является для них дополнительным стимулирующим средством  и затрудняет познавательный и  релаксационный эффект.
Детям  в период адаптации и нервного напряжения  комфортны  игры  с более теплой водой  (от 30 до 33 градусов) при 15 и более минутах с погружением только ладошек, так как при этом  достигается оптимальное расслабление мелких мышц кистей рук и улучшается кровообращение.
Был замечен и закаливающий эффект во время  игр с водой, так как на протяжении занятия температура самостоятельно снижалась (остывала) на 1-2 градуса. Также  руки детей  периодически погружались в теплую водную среду  и вынимались в прохладную воздушную, что является тренировочным эффектом для сосудов и капилляров кистей рук. Поэтому после серии таких встреч у некоторых детей наблюдалась  устойчивость к  простудным заболеваниям.
Но самый важный и ожидаемый эффект от использования элементов  акватерапии  - это профилактика негативных эмоций. С детьми, имевшими устойчивые эмоционально-негативные проявления, проводились игры  с  водой для трансформации  некоторых состояний. Например, для отреагирования злости использовались  придумывание  историй  и  приключений для героя с упражнениями  с взбиванием  воды  венчиком, погружением и отжатием  плотных губок над  емкостями с водой, прорисовыванием этого состояния  красочным пятнами  на   губке или на листе бумаги и смыванием его затем в  воде.
На протяжении последних  лет разрабатывались  и  использовались релаксационные паузы  в работе с детьми  в  специально организованной водной зоне. Это  особое  пространство с емкостями для  воды и песка, где расположены столик  с наборами мелких игрушек и формочек  для  игр с водой,  распылители, бутылочки из-под воды разной  величины, формы и цвета, пластмассовые и резиновые игрушки, разнообразный природный  материал.
 Основным ценным  профилактическим  моментом считаем релаксационные водные паузы, которые приводят к снижению психо-эмоционального напряжения детей в различные периоды пребывания его в дошкольном  учреждении.
За последнее время была разработана система релаксационных минуток и пауз с детьми раннего возраста и детьми с ослабленным здоровьем. 
Регулярно посещая эти встречи, дети стали меньше проявлять агрессивность друг к другу, их эмоциональное состояние в период адаптации быстро стабилизировалось, также наметилась положительная динамика в проявлении оздоровительного эффекта.  Малыши с большим  удовольствием  уединялись  в аквауголке, возвращаясь в группу более спокойными и уверенными. 
Творческие встречи с элементами акватерапии в нашей лаборатории нашли положительный отклик у педагогов и родителей. После серии  встреч  и индивидуальной  акватерапии педагоги стали шире использовать игры с водой в режимных моментах.
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста, а также эффективна в коррекционной работе в детьми с ограниченными возможностями здоровья.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»