Элементы акватерапии в работе педагога-психолога ДОУ
Абу Айда Ирина Геннадьевна
Педагоги-психологи детских учреждений давно пытаются найти универсальные средства взаимодействия с детьми и взрослыми с различными целями.Одним из таких, на наш взгляд, универсальных средств являются игры с водой.
Давно замечено, что для гармонизации человека необходимо взаимодействие с природой во всех ее проявлениях. Одним из уникальных природных компонентов является вода.
Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий.
Акватерапия как одно из направлений физиотерапии и медицины эффективно используется специалистами и других наук. Например, элементы акватерапии широко внедряются в педагогику и психологию как профилактические методы в работе с детьми и взрослыми. Не секрет, что игры в воде и с водой - самые любимые детьми.
Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы.
С помощью игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты осенне-весенней перестройки организма.
Воздействие воды деликатное и мягкое, ее свойства - текучесть и бесформенность - дают возможность широкого проявления личности, а также не требуют никакой особой дополнительной организации процесса игры. Необходимо лишь желание и творческое воображение педагога.
Современному человеку, живущему в большом городе, необходима ежедневная психологическая разгрузка. Что может сравниться по расслабляющему эффекту с теплой ванной после напряженного рабочего дня или забавными водными детскими шалостями с разнообразным материалом.
Игры и взаимодействия с водой использовались в нашей работе с детьми:
как профилактика негативных эмоций (агрессии, тревожности, плаксивости и др.);
как стимуляция познавательной сферы;
как релаксационное средство воздействия на детей и взрослых.
Особенно актуальны игры с водой как профилактика негативных эмоций.
Полезным этот метод оказался для снятия психоэмоционального напряжения в период адаптации малышей к детскому учреждению. Первоначальная идея работы с водой возникла у нас именно при подборе эффективных методов в адаптационный период.идея использовать теплую воду для игр и релаксации детей возникла именно при отборе «быстродействующих» и успокаивающих методов для малышей в осеннем адаптационном периоде. Температура воды и длительность воздействия подбиралась опытным путем с учетом особенностей детей.
Мы заметили, что детям с элементами гиперактивности комфортнее игры с погружением рук до локтевого сустава при температуре в диапазоне 27-30 градусов С и не более 10-15 минут, так как излишне теплая или прохладная вода является для них дополнительным стимулирующим средством и затрудняет познавательный и релаксационный эффект.
Детям в период адаптации и нервного напряжения комфортны игры с более теплой водой (от 30 до 33 градусов) при 15 и более минутах с погружением только ладошек, так как при этом достигается оптимальное расслабление мелких мышц кистей рук и улучшается кровообращение.
Был замечен и закаливающий эффект во время игр с водой, так как на протяжении занятия температура самостоятельно снижалась (остывала) на 1-2 градуса. Также руки детей периодически погружались в теплую водную среду и вынимались в прохладную воздушную, что является тренировочным эффектом для сосудов и капилляров кистей рук. Поэтому после серии таких встреч у некоторых детей наблюдалась устойчивость к простудным заболеваниям.
Но самый важный и ожидаемый эффект от использования элементов акватерапии - это профилактика негативных эмоций. С детьми, имевшими устойчивые эмоционально-негативные проявления, проводились игры с водой для трансформации некоторых состояний. Например, для отреагирования злости использовались придумывание историй и приключений для героя с упражнениями с взбиванием воды венчиком, погружением и отжатием плотных губок над емкостями с водой, прорисовыванием этого состояния красочным пятнами на губке или на листе бумаги и смыванием его затем в воде.
На протяжении последних лет разрабатывались и использовались релаксационные паузы в работе с детьми в специально организованной водной зоне. Это особое пространство с емкостями для воды и песка, где расположены столик с наборами мелких игрушек и формочек для игр с водой, распылители, бутылочки из-под воды разной величины, формы и цвета, пластмассовые и резиновые игрушки, разнообразный природный материал.
Основным ценным профилактическим моментом считаем релаксационные водные паузы, которые приводят к снижению психо-эмоционального напряжения детей в различные периоды пребывания его в дошкольном учреждении.
За последнее время была разработана система релаксационных минуток и пауз с детьми раннего возраста и детьми с ослабленным здоровьем.
Регулярно посещая эти встречи, дети стали меньше проявлять агрессивность друг к другу, их эмоциональное состояние в период адаптации быстро стабилизировалось, также наметилась положительная динамика в проявлении оздоровительного эффекта. Малыши с большим удовольствием уединялись в аквауголке, возвращаясь в группу более спокойными и уверенными.
Творческие встречи с элементами акватерапии в нашей лаборатории нашли положительный отклик у педагогов и родителей. После серии встреч и индивидуальной акватерапии педагоги стали шире использовать игры с водой в режимных моментах.
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста, а также эффективна в коррекционной работе в детьми с ограниченными возможностями здоровья.