Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Основы финансовой грамотности

Коковина Татьяна Викторовна
Современный аспект
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон
. Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке. Финансово грамотный гражданин должен как минимум
: • следить за состоянием личных финансов,
• планировать свои доходы и расходы;
• формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;
• знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию
; • рационально выбирать финансовые услуги;
• «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
• знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
• способен распознавать признаки финансового мошенничества
; • знать о рисках на рынке финансовых услуг;
• вести финансовую подготовку к жизни на пенсии. Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла. С целью реализации стратегии повышения финансовой грамотности возникла необходимость разработать и реализовать образовательные программы по повышению финансовой грамотности, в том числе, учебно-методические комплекты для различных возрастных группв ДОУ.
Методическая разработка «Основы финансовой грамотности»разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Введение
Методическая разработка«Основы финансовой грамотности»включает следующую информацию:
― актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
― принципы реализации проекта,
― цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
― сроки и этапы реализации проекта,
― управление и обеспечение проекта,
― ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
― планируемые мероприятия в рамках проекта,
― заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):
― полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
― построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
― содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
― поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
― сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
― приобщение детей к социокультурным нормам;
― формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
―учёт возрастных особенностей дошкольного образования:
― учёт этнокультурной ситуации развития детей. Актуальность и социальная значимость:
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, особенно в ДОУ. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг. Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимостивнедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особоезначение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальныхсоциокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Содержание методической разработки предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями. 7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи: ― формирование первичных экономических представлений и компетенций; ― развитие экономического мышления дошкольников; ― воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Выполнение проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности:социально-коммуникативной; познавательной; речевомразвитии; художественно-эстетическомразвитии;физическомразвитии.
Участники проекта: ― дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), ― воспитатели группы, родители. Сроки реализации проекта:2019-2020учебный год.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный Этапы проекта: 1 этап – Организационный:
― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».
― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
. 2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап – Заключительный:Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально–познавательногоквеста «Страна Экономика»
. Управление и обеспечение проекта Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит в организации совместной деятельности педагога и детей и рассчитана на один учебный год. Образовательные ситуации проводятся со всей группой или подгруппой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет 25 минут. Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования. Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:
― Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
― Решение проблемных ситуаций.
― Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
― Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
― Решение арифметических задач, кроссвордов. ― Чтение художественной литературы.
― Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
― Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
• анализ, классификация предметов;
• обобщение по заданному признаку;
• сравнение и выделение главного;
• простые умозаключения;
• действия по предложенной схеме-алгоритму
― Игровые упражнения для развития математических способностей:
• овладение счетными операциями;
• формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
• сравнение количества предметов;
• освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
• решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Ресурсное обеспечение:
― Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм,
― Наглядно-иллюстративный материал.
― ИГРОТЕКА: « Дороже -дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»,«Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
― Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, ― Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях. ― Компьютерное оборудование:
― Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
― Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».
Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
Методы, повышающие познавательную активность:
• Метод создания проблемных ситуаций
• сравнение;
• метод познавательных вопросов;
• метод повторения;
• решение логических проблем;
• экспериментирование и опыты.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
• игровые;
• сюрпризы и моменты новизны.
Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
• перспективное планирование.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
• индивидуальная беседа,
• сравнительный анализ,
 • разъяснение,
• воображаемая ситуация,
• совместный поиск выхода из ситуации,
• проигрывание положительных ситуаций,
• обсуждение способа действия,
• прием опосредованного воздействия
. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев). Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
― Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
― Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
― Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
― Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
― Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
― Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
― Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
― Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
― Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»