Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи детей со слуховой депревацией посредством сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Характеристика игровой деятельности
Развитие ребенка представляет собой усвоение им общественного опыта в процессе деятельности. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью ребенка. В ходе игры дети овладевают накопленным  людьми опытом.
Игровая деятельность готовит ребенка к переходу к следующей, более высокой ступени развития - к обучению в школе.
Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие ребенка сюжетно - ролевые. 
Игра - это воспроизведение детьми при помощи взятых на себя ролей и использования развличных игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношений.  Удовлетворяя желание быть похожими на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески.
Мотив игровой деятельности своеобразен. Она направлена в основном не на ее продукт, а на самый процесс её. Само осуществление этой деятельности неизменно приносит ребенку удоовлетворение и доставляет удовольствие.
В игре ребёнку доступно то, с чем он ещё не может справиться в других условиях. Так, например, исследования показали, что умение управлять своим поведением возникает в игре раньше, чем в условиях прямого задания. В ходе сюжетно - ролевых игр дети используют различные предметы, действуют с ними, сравнивают их, сопоставляют, употребляют одни предметы в качестве других.
Все это совершенствует ощущения и восприятия детей, способствует развитию их мышления и тренирует воображение. Общение детей во время игр способствует развитию речи. Совместная деятельность во процессе  игр способствует формированию дружеских, товарищеских взаимоотношений между детьми.
Действуя в игре самостоятельно, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства. Поэтому в игре, как ни в одной другой деятельности, можно узнать особенности и возможности ребёнка, что небходимо для его эффективного воспитания.
Игровая деятельность имеет особо важное значение для ребенка с нарушением слуха, для его общего и речевого развития.
                               Особенности игр  детей со слуховой депревацией
Глухие дети играют не менее охотно, чем их слыщащие сверстники. Игры детям с нарушением слуха доставляют большое удовольствие. Однако игры глухих детей имеют ряд особенностей, отличающих от игр слыщащих детей.
Игры неслышащих детей, как и игры слышащих, отражают действительность. Однако они несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира неслышащего ребенка  осуществляется в условиях ограниченного речевого общения. Они не умеют самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное и сосредотачивают внимание на воспроизведении особенностей, которые имеют второстепенное значение.
Неслышащие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются в их играх. Из - за задержки речевого развития способность к обощению и творческому отражению действительности в игре оказыается весьма ограниченной. Поскольку у таких детей отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль, а подражает конкретным людям, воспроизводя их конкретные действия, копируя внешние особенности. У неслышащих детей значителен элемент механического додражания друг другу. В играх неслышащих детей можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий.
Неслышащие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов.
Сюжетно - ролевая игра появляется у детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте только в случае прямого обучения их игровой деятельности. Все эти особенности объяснены задержкой в речевом развитии, ограниченными возможностями словесного общения. восприятия мира обеднено за счет отсутствия слуховых ощущений и восприятий, затруднённого и ограниченного речевого общения. При специальном обучении игровая деятельность детей со слуховой депривацией меняется: в их играх находит отражение все больших круг впечатлений; сюжеты игр и игровые действиязаметно усложняются; от простого простого отображения предметных действий  дети переходят к изображению отношений людей, их чувств; в играх появляются разнообразное использование предметов, которые получают многообразное значение; в процессе игр обогащается словарь.
                              Развитие речи при проведении и организации игр
При обучении детей сюжетно - ролевым играм и руководстве ими, необходимо формирование и развитие речи детей. Воспитатель должен в ходе каждой игры содействовать усвоению детьми новых слов, повторению и закреплению слов, приобретенных ими на занятиях и в быту. Речь детей во время игры должна быть в центре внимания. Задача воспитателя заключается в том, чтобы используя потребность детей в общении, помогать им выражать свои мысли и желания с помощью слов, воспитывать у них навыки словесного общения. Дети первых двух лет обучения начинают накапливать словарь, поэтому нельзя говорить обих речевом общении в полном смысле слова. Однако необходимо поддерживать, поощрять и развивать у них потребность в общении каждый раз, как только она у них появляется. На данном этапе обучения потребность детей в общении может быть легко ими реализована другими средствами - жестами.
Определяющим условием в формировании и развитии речи неслышащих дошкольников является организация непосредственного, живого общения взрослых с детьми и детей между собой в процессе деятельности.
Игра предстваляет большие возможности развития речи детей.  Воспитатель должен давать детям специальные слова и выражения. При правильном руководстве дети в ходе игр не только закрепляют те слова и выражения, которыми они овладели на занятиях, но и обогащают свой словарь новыми. Необходимо следить за речью детей в ходе игры. В процессе обучения детей той или иной игре, нужно помогать им вести диалоги, беседовать, договариваться друг с другом. Подготовка воспитателя к игре должна включать отбор того словаря - минимума, который будет использоваться детьми во время экскурсий, при изготовлении игровых атрибутов, рассматривании картин, просмотр мультфильмов, обыгрывании игрушек и т. д..
Вывод: Разиваясь и активизируясь в игре, речь, в свою очередь,. оказывает влияние на развитие игровой деятельности, обогащает её содержание, позволяет придать ей более совершенную форму.
               

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»