Игровые приемы как средство развития изобразительного творчества детей пятого года жизни
Шехмаметьева Лира Юнеровна
Дошкольный возраст — не только яркая и незабываемая страница в жизни каждого человека, но и очень важная в плане его развития. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъектно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Для ребёнка в 4-5 лет характерно наглядно-образное мышление. Видят на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Воображение продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Изобразительное творчество способствует развитию концентрации внимания, сенсорному развитию (зрительное и осязательное восприятие предметов), ведь ребенок должен прежде проанализировать объект изображения; развитию пространственного, образного, логического мышления (зрительный анализ и синтез),развитию мелкой моторики, координации движений, уточнению и углублению знаний об окружающем мире, эмоциональному и эстетическому развитию, поднятию самооценки, развитию самоуважения и успешности.
В дошкольном возрасте игра занимает основную часть занятия. В средней, старшей и подготовительной группах игра является обычно одной из частей занятия и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения.
Приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.
Таким образом, активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях с использованием игровых приемов для развития творческой активности детей. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по художественно продуктивной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Использованием игровых приемов - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.