Проектно-исследовательская деятельность дошкольников
Куштуева Лидия Александровна
"Мышление - это основной человеческий ресурс, качество нашего будущего будет целиком зависеть от качества нашего мышления" - утверждает Эдвард де Боно, британский психолог. Современному человеку для успешной карьеры, самореализации, счастливой жизни необходимы такие качества, как ответственность, компетентность, креативность, умение общаться. Стремительная изменчивость экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в различных ситуациях. Эти качества, умения необходимо воспитывать с детства.Проблемой дошкольного образования является требование от детей усвоения готовых знаний и их воспроизводства. Так на протяжении всего дошкольного периода ребенок тренирует конвергентное (на основе усвоения алгоритмов) мышление. У него нет ни опыта, ни инструмента к несандартному мышлению.
Изучив ФГОС дошкольного образования, понимаешь, что в его основе лежит системно - деятельностный подход. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности. Одной из эффективых технологий в этом направлении является метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности - это создание педагогом условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать. С помощью метода проектов развиваются такие качества, которые формируются лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Это: умение работать в коллективе, брать ответственность на себя, умение разделять ответственность, умение анализировать результаты своей деятельности.
С. Я. Рубинштейн говорил, что мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Именно это и является первым этапом проектно - исследовательской деятельности. На этом этапе, в ходе которого ребенок самостоятельно подходит к формулировке исследовательской задачи, по мнению Н.Е. Вераксы, можно выделить несколько стратегий педагога:
1. Проблемная ситуация для всех детей.
2. Выявление сферы интересов каждого ребенка и в создании ситуации, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
3. Привличение родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу проекта.
4. Планирование деятельности через поиск ответов на вопросы: в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за помощью (родителям, педагогам), какие материалы и оборудование использовать.
5. Выполнение проектов.
6. Презентация проекта.
Проектая деятельность влияет не только на детей. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в поисковом пространстве, меняет его мировоззрение и не допускает применения стандартных действий, т.к. важным моментом этого метода является то, что не педагог предлагает решение проблемы, он поддерживает размышления детей. Главное в проектной деятельности обсуждение и разработка различных вариантов проекта.
Положительно развиваются в проектной деятельности и отношения между детьми и родителями. У них появляется общее дело, ребенок становится интересен родителям, их жизнь наполняется богатым содержанием.
Системно - деятельностный подход в образовании поможет воспитать из малышей ярких личностей, умеющий мечтать и действовать, строить отношения с окружающими, достойных граждан.
Познавательно - исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или вместе с педагогом, дошкольники учатся ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память и мышление, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворничества воспитателей, детей, родителей, а порой и персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
В образовательном процессе проект востребован не только как технология планирования действий и распределения усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и эмоциональное развитие участников проекта.