Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников

Куштуева Лидия Александровна
"Мышление - это основной человеческий ресурс, качество нашего будущего будет целиком зависеть от качества нашего мышления" - утверждает Эдвард де Боно, британский психолог. Современному человеку для успешной карьеры, самореализации, счастливой жизни необходимы такие качества, как ответственность, компетентность, креативность, умение общаться. Стремительная изменчивость экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в различных ситуациях. Эти качества, умения необходимо воспитывать с детства.
Проблемой дошкольного образования является требование от детей усвоения готовых знаний и их воспроизводства. Так на протяжении всего дошкольного периода ребенок тренирует конвергентное (на основе усвоения алгоритмов) мышление. У него нет ни опыта, ни инструмента к несандартному мышлению.
Изучив ФГОС дошкольного образования, понимаешь, что в его основе лежит системно - деятельностный подход. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности. Одной из эффективых технологий в этом направлении является метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности - это создание педагогом условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать. С помощью метода проектов развиваются такие качества, которые формируются лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Это: умение работать в коллективе, брать ответственность на себя, умение разделять ответственность, умение анализировать результаты своей деятельности.
С. Я. Рубинштейн говорил, что мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Именно это и является первым этапом проектно - исследовательской деятельности. На этом этапе, в ходе которого ребенок самостоятельно подходит к формулировке исследовательской задачи, по мнению Н.Е. Вераксы, можно выделить несколько стратегий педагога:
1. Проблемная ситуация для всех детей.
2. Выявление сферы интересов каждого ребенка и в создании ситуации, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
3. Привличение родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу проекта. 
4. Планирование деятельности через поиск ответов на вопросы: в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за помощью (родителям, педагогам), какие материалы  и оборудование использовать.
5. Выполнение проектов.
6. Презентация проекта.
Проектая деятельность влияет не только на детей. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в поисковом пространстве, меняет его мировоззрение и не допускает применения стандартных действий, т.к. важным моментом этого метода является то, что не педагог предлагает решение проблемы, он поддерживает размышления детей. Главное в проектной деятельности обсуждение и разработка различных вариантов проекта.
Положительно развиваются в проектной деятельности и отношения между детьми и родителями. У них появляется общее дело, ребенок становится  интересен родителям, их жизнь наполняется богатым содержанием.
Системно - деятельностный подход в образовании поможет воспитать из малышей ярких личностей, умеющий мечтать и действовать, строить отношения с окружающими,  достойных граждан.
Познавательно - исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление  и даже восторг. Действуя самостоятельно или вместе с педагогом, дошкольники учатся ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать  выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память и мышление, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворничества воспитателей, детей, родителей, а порой и персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
В образовательном процессе проект  востребован не только  как технология планирования действий и распределения усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и эмоциональное развитие участников проекта.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»