Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Причины возникновения и симптоматика ОНР у детей

Янковская Анна Евгеньевна
Проблемой нарушений речи занимались многие ученые. В целом можно сказать о том, что нарушения речи многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.
Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.
Нарушения связного речевого высказывания многоаспектно изучены и описаны у различных категорий детей Р.И. Лалаевой, В.К. Воробьевой, А.В. Ястребовой и др.
По мнению Р.И. Лалаевой, особенности в построении высказывания, характерные для детей с общим недоразвитием речи, - результат трудностей в планировании и развитии речевого сообщения. Аналогичное высказывание речи свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы.
В.К. Воробьева считает, что связная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они обладают набором слов и синтактических конструкций в ограниченном объеме и в упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.
Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, акцентом на внешние, поверхностные впечатление, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям все виды творческого рассказывания и самостоятельное рассказывание по памяти. Также заметно отставание от нормально-говорящих сверстников в воспроизведении текста по образцу.
Для рассказов детей с общим недоразвитием характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов. Частое применение существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказываний. Некоторые рассказы или пересказы состоят из одних существительных и представляют собой простое перечисление. Частое использование местоимений и наречий объясняется ограниченным словарным запасом. Неумеренное употребление служебных и водных слов результат неумения грамотно оформить предложение. Их употребление идет по пути воспроизведения уже известного.
В.П. Глухов говорит о том, что умение выражать и передавать свои мысли необходимо для осуществления речевого общения, этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо. Поэтому принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи является важнейшим.
Работа по формированию связной речи должна строиться на систематичности и последовательности в обучении, учете возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности.
Многие исследователи отводят особую роль пересказу в формировании связной монологической речи детей с ОНР. При пересказе дети, страдающие общим недоразвитием речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фраз. Их речь хаотична, бедна выразительностью оформления. В процессе пересказа совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Н.С. Жукова отмечала, что у дошкольников с ОНР наблюдается недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами и предложениями. У детей с общим недоразвитием речи эти предпосылки отсутствуют.
По мнению Л.Н. Ефименковой,  особое внимание при работе с детьми с общим недоразвитием речи необходимо обратить внимание на развитие словаря и фразовой речи и выход в связную речь. Постепенно усложняя задания, выполняя их в определенной последовательности, реализуется идея, основанная на главных принципах развития связной речи- от ситуативной её формы к контекстной.
Умение последовательно, связно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Формирование связной речи- изначально сложный процесс, который усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико- фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»